Техника

Библиотека

наука

Выдающиеся деятели техники

Джеймс Уатт

На памятнике Джеймсу Уатту (1736-1819) написано: "Увеличил власть человека над природой". Так оценили современники деятельность знаменитого английского изобретателя.

Джеймс Уатт

Уатт родился в Шотландии, недалеко от крупного промышленного города Глазго. Отец его был механиком. Мальчик с детства присматривался к его работе и сам с увлечением мастерил модели машин. А став взрослым, Уатт открыл свою мастерскую при местном университете. Он принимал заказы на изготовление и починку всевозможных точных приборов и музыкальных инструментов.

В 1763 г. Уатту пришлось заняться усовершенствованием пароатмосферной машины Ньюкомена. Принцип ее работы был такой. Пар поднимал поршень в цилиндре до самого верха. Затем в цилиндр под поршень впрыскивали воду. Большая часть пара, охладившись, конденсировалась. Под поршнем образовывался вакуум, и атмосферное давление гнало поршень вниз. Машина действовала медленно, неравномерно, была громоздкой, потребляла массу топлива. Усовершенствовать машину пытались многие изобретатели, но неудачно.

Настойчивость и упорство "мастера математических инструментов" - так называлась должность Уатта - привели к желанной цели. У него явилась мысль разделить цилиндр на 2 части: горячую, куда будет впускаться пар и где будет совершаться рабочий ход, и холодную, конденсирующую пар. Кроме того, Уатт сделал еще несколько усовершенствований, окончательно превративших пароатмосферную машину в паровую. В 1768 г. он подал прошение о патенте на свое изобретение.

Патент он получил, но построить паровую машину ему долго не удавалось. Только в 1774 г. паровая машина Уатта была наконец построена и успешно прошла испытание. Она оказалась вдвое эффективнее машины Ньюкомена.

А в 1784 г. Уатт получил патент на новую замечательную машину - первую универсальную паровую машину двойного действия. В ней пар поступал в цилиндр попеременно, то с одной стороны поршня, то с другой. Поэтому поршень совершал и рабочий и обратный ход с помощью пара, чего не было в прежних машинах.

Двигатель Уатта годился для любой машины. К. Маркс писал: "Великий гений Уатта обнаруживается в том, что патент, взятый им в апреле 1784 г., давая описание паровой машины, изображает ее не как изобретение лишь для особых целей, но как универсальный двигатель крупной промышленности".

Уатт предложил также 5 способов превращения возвратно-поступательного движения во вращательное. Один из них - заменить кривошипно-шатунный механизм зубчатой передачей - был очень важным изобретением.

Уатту принадлежат и такие важные изобретения, как первый в мире паровой молот и паровое отопление. Сконструировал он и несколько счетных машин, копировальных прессов.



Авиация и космонавтика, вооружения, hi-tech, открытия, концепции и изобретения...

Наука, техника, изобретения © 2009-