Библиотека
наука
Русские паровозы за 50 лет
Паровозы 1-2-0 + 0-2-0 i и 1-4-0 И
Начало применения на наших железных дорогах пассажирских паровозов с четырьмя спаренными колесными парами относится к 1903 г.
В то время Коломенским з-дом было построено для Средне-Сибирской ж. д. девять паровозов сочлененного типа с машиной двойного расширения. Они обозначались серией i. Переход к четырем спаренным колесным ларам был вызван слабостью верхнего строения пути и мостов, не допускавших давления на рельсы свыше 10 т от колесной пары. Паровозы удовлетворительно работали с пассажирскими поездами, но расход топлива у них был значителен (фиг. 68).

фиг.68 Паровоз i
После этих паровозов постройка пассажирских паровозов с четырьмя спаренными колесными парами не велась до 1909 г. К этому времени усилившееся пассажирское движение на Московско-Казанской ж. д., в связи с постройкой новой линии Люберцы - Казань, потребовало паровозов, дающих ту же силу тяги, которую развивали паровозы 2-3-0, но при нагрузке не свыше 14 т от колесной пары на рельсы. Московско-Казанская ж. д. остановилась на типе 1-4-0, получившем серию И. Паровозы оказались довольно удачными по конструкции и по экономичности (фиг. 69).

фиг.69 Паровоз И
Котлы и машины в них такие же, как в паровозах 0-4-0 V. Часть паровозов И была оборудована водотрубными топками, в которых боковые стенки огневой коробки образованы рядом вертикальных труб, плотно прижатых одна к другой.
В этом паровозе Коломенский з-д впервые применил тот тип тележки, который получил дальнейшее распространение вначале на паровозах Св, а затем на паровозах Су. Шкворень, около которого поворачи-вается водило передней бегунковой колесной пары, расположен впереди второго шкворня, около которого поворачивается горизонтальный балансир. В паровозах Св и Су передним шкворнем является балансирный. Такое размещение шкворней зависит от определяемой длины водила.
Характеристики паровозов i и И приведены в табл. 29.
Серия | Диаметр цилиндров мм |
Ход поршня мм |
Диаметр движущих колес мм |
Давление пара ати |
Поверхность нагрева м2 |
Площадь колосниковой решетки м2 |
Вес т |
|||
высокого давления |
низкого давления |
испаряющая | пароперегревателя | сцепной | в рабочем состоянии |
|||||
i | 2Х420 | 2Х630 | 600 | 1350 | 12 | 186 | - | 2,6 | 52 | 64 |
И | 575 | - | 650 | 1500 | 12 | 163 | 47 | 3,03 | 55,6 | 69 |