Техника

Библиотека

наука

Современные технологии и производство

Детская энциклопедия
оглавление

Транспорт большого города

Немного истории
В прошлом веке пассажиры и грузы в городах перевозились с помощью конной тяги - по конным железным дорогам (конке) и по мостовой - омнибусами, линейками, легковыми и ломовыми извозчиками. В Москве, например, даже в 1917 г. было несколько тысяч ломовых извозчиков. Богатые люди имели собственные выезды - упряжных лошадей с различными экипажами (каретами, колясками и пр.).

В конце XIX в. появились паровые автобусы, а после изобретения и совершенствования электродвигателя - первые троллейбусы (за рубежом) и трамваи. Широкое распространение автобус получил только в XX в., после изобретения и усовершенствования двигателя внутреннего сгорания. Тогда же началась эксплуатация усовершенствованных троллейбусов в Великобритании и США; у нас первый троллейбус появился в 1933 г., сначала только в Москве. В 1972 г. троллейбусные линии уже имелись в 111 городах СССР.

Первую линию трамвая в России построили в Киеве. Это было в 1892 г. К 1917 г. трамвай уже обслуживал население 42 больших городов нашей страны, а в 1972 г.- 110.

Первые линии советского метрополитена были открыты в Москве в 1935 г.- Кировско-Фрунзенский радиус, от Сокольников до Крымской площади, и Арбатский радиус - ответвление от станции "Охотный ряд" (теперь "Проспект Маркса") до Смоленской площади, всего 13 станций. С тех пор длина линий метро в Москве выросла почти в 13 раз, а число станций увеличилось с 13 до 100 (начало 1974 г.). В Ленинграде первая линия метро введена в эксплуатацию в 1955 г., а в Киеве - в I960 г. Теперь в Ленинграде работают уже 3 линии метро общим протяжением 40,3 км с 27 станциями. В Киеве число станций метро возросло до 14. Появилось метро в Тбилиси (1966) и в Баку (1967). Строятся первые линии метро в Харькове и Ташкенте.

Пассажирский транспорт
В городах развиваются различные виды транспорта. Когда выбирают вид транспорта для определенного района города, то предварительно проводят тщательные исследования, изучают потребности в перевозках, пропускную способность улиц, учитывают, сколько пассажиров может перевезти тот или иной вид транспорта за 1 ч.

Исследования показали, например, что за 1 ч по линии могут пройти без задержек не больше 80 трамваев, 90 троллейбусов и 100 автобусов. Трамвай обладает большой провозной способностью, он же и самый дешевый. Но трамвай плохо уживается с автомобильным движением, которое постепенно вытесняет его на улицы со слабым движением, преимущественно на окраины города.

Станция метро.

0980-1.jpg

Автобус быстрее трамвая, но перевозки на нем обходятся обычно дороже. Правда, у него есть и еще одно преимущество. Автобусы, не связанные ни с рельсами, ни с электросетью, можно в любой момент перебросить из одного района города в другой.

В больших городах применяются автобусы и троллейбусы повышенной вместимости - в них одновременно могут ехать до 120-150 и более пассажиров (а в обычных - около 70), включая стоящих. Троллейбусы и автобусы сочлененного типа - это 2 вагона с переходом в виде коридора, который ограждают гибкие шторы, напоминающие гармошку.

Особенно много пассажиров может перевезти метрополитен - до 40 тыс. человек в 1 ч в одном направлении при эксплуатации шестивагонных поездов. А если потребуется перевозить больше, то, например, на главных линиях московского метро предусмотрена возможность увеличить число вагонов в поездах до 8.

Строительство линий метрополитена требует весьма больших затрат материалов, труда, денежных средств. Поэтому метрополитены имеются лишь в крупных городах мира - с населением, как правило, не менее 1 млн. человек. В настоящее время метрополитены построены примерно в 40 городах мира, из них в 5 городах СССР. Первые линии метро появились еще в прошлом веке: в Лондоне (1863), Пью-Йорке (1868), Ливерпуле (1886), Чикаго (1892), Будапеште (1896), Глазго (1897), Париже (1900). Позднее появились линии метрополитена и в других городах Европы, Америки и Азии (в Японии).

По размерам перевозок Московский метрополитен стоит на первом месте в мире, хотя по длине сети и числу станций он уступает старым метрополитенам Лондона, Нью-Йорка и Парижа. Ежедневно по 8 линиям метро в Москве проезжает около 5 млн. пассажиров, т. е. 35 % всего количества пассажиров, перевозимых всеми видами массового городского транспорта. Почти столько же перевозят автобусы по многочисленным (более 260) маршрутам, а остальных пассажиров Перевозят троллейбусы (17%) и трамваи (13%).

Во всех городах с населенением больше 50 тыс. человек работает еще и таксомоторный транспорт. В некоторых городах организовано движение маршрутных такси. В Москве более 40 таких маршрутов.

Большое количество жителей городов пользуются личными легковыми автомобилями. В Москве, например, более 70% всех легковых автомобилей принадлежит автолюбителям. Кроме того, на улицах городов можно встретить мотоциклы, велосипеды и мотороллеры. Однако на улицах с интенсивным движением езда на велосипедах ограничивается. Грузовые перевозки

Большая часть грузовых перевозок ложится на "плечи" автотранспорта. Это и обычные грузовики, и автомобили со специальными кузовами для перевозки хлеба, кондитерских изделий, медикаментов, мебели, изделий швейной промышленности. Авторефрижераторы перевозят в своих кузовах-холодильниках мясо, замороженные фрукты, рыбу. Живая рыба, а также молоко, квас, иногда пиво и другие жидкие продукты доставляются в автоцистернах.

Помимо грузовых автомобилей грузы в городах перевозят и легковые машины с кузовом типа фургон или универсал (см. ст. "Автомобиль вчера, сегодня, завтра"). Сейчас с такими кузовами в нашей стране выпускают автомобили "Волга", "Москвич" и "Жигули".

Часть грузов во многих городах перевозят в товарных вагонах по подъездным железнодорожным путям. Иногда используются также грузовые троллейбусы (троллейкары) и грузовые трамвайные вагоны и поезда, а если в городе есть река или канал, то и речные суда. Организация городского движения Чем больше город, тем интенсивнее движение на его улицах, тем выше требования к организации движения транспортных средств и людей, чтобы обеспечить безопасность пассажиров и пешеходов.

Важнейшая основа организации движения - единые правила уличного движения, обязательные и для водителей, и для пешеходов. Необходимо также оборудовать улицы сигнальными знаками, разметить проезжую часть краской или плитками, чтобы выделить переходные дорожки, "зоны безопасности" на перекрестках и у остановок трамваев, троллейбусов и автобусов, места стоянки автомобилей и т. д. На улицах с оживленным движением устанавливают светофоры. Чтобы сократить задержки автомобилей перед перекрестками, на важнейших магистралях применяется особая система смены светофорных сигналов - зеленая волна. Если машины идут с заданной скоростью, зеленый сигнал автоматического светофора появляется при приближении группы автомобилей к перекрестку, и они проезжают его без задержки.

Это очень выгодная и удобная система. Автомобилям не приходится простаивать перед каждым светофором. В Москве такую систему координированного регулирования движения применяют с 1955г. Она введена на важнейших магистралях столицы, распространяется также в Ленинграде, Куйбышеве, Харькове, Тбилиси и других городах.

Для упрощения условий движения и повышения безопасности во многих городах применяется система одностороннего движения: по одной из двух близко расположенных параллельных улиц - в одну сторону, по другой - в противоположную.

Большое значение для упорядочения уличного движения и его безопасности имеют различные планировочные мероприятия: устройство озелененных полос вдоль тротуаров и центральных разделительных полос на магистралях с двусторонним движением; укладка трамвайных путей на обособленном полотне; устройство "островков безопасности" для пешеходов на широких улицах, в средней зоне проезжей части.

Большую пользу приносит строительство в больших городах транспортных тоннелей и эстакад. Тоннели и эстакады позволяют устранить задержки транспортных потоков, сэкономить немало бензина, который машины тратят впустую, стоя на перекрестках, и т. д. В Москве уже много таких тоннелей и эстакад - на Арбатской площади, Кутузовском проспекте, на Садовом кольце и на других магистралях.

Весьма важное значение для повышения безопасности пешеходов и облегчения условий движения транспорта имеет строительство пешеходных тоннелей на магистральных улицах. В Москве таких тоннелей построено уже около 120. За последние годы они появились также в Ленинграде, Киеве, Харькове, Риге, Ташкенте и других больших городах нашей страны.

Чтобы разгрузить транспортное движение на улицах городов, междугородные автомобильные дороги теперь строят в обход населенных пунктов. Для этого используется и московская кольцевая автострада.

Специальные автомобили
По улице быстро мчится большая красная машина, весь транспорт уступает ей дорогу. На ней едут пожарные: где-то возник пожар! Пожарная автомашина снабжена разнообразной техникой - выдвижными лестницами, насосами, огнетушителями, радиостанцией (см. ст. "Техника тушит пожары").

Медицинская служба города тоже имеет свои специализированные транспортные средства: автомобили скорой медицинской помощи и помощи на дому, дезинфекционные машины и т. д.

Медицинский транспорт пользуется особым положением. Многие из вас, наверное, видели на улице мчащуюся "скорую помощь". Услышав тревожный сигнал, ей уступают путь. Все знают, что эта машина торопится оказать помощь человеку.

Среди специализированных автомашин городского транспорта есть и такие, которые обслуживают сам транспорт и дороги. Одни из них, снабженные поднимающейся вышкой, используются при ремонте электросетей трамвая и троллейбуса; с помощью других развешивают дорожные знаки, размечают проезжую часть улиц и дорог; третьи спешат к месту аварии - это передвижные мастерские; четвертые помогают асфальтировать улицы.

Специальные машины нужны и для очистки города от мусора, грязи и снега.

Большую работу выполняют ежедневно мусоровозы, вывозящие мусор. В Москве, например, на этой работе занято более 1300 автомобилей.

Вот работает поливочно-моечная машина. Ее центробежный насос с силой выбрасывает воду через сопла, и она смывает пыль и мусор к тротуару, где вода через канализационные решетки стекает вниз. Поливочно-моечная автоцистерна имеет и еще одно назначение - она поливает деревья и газоны на улицах города, в садах, парках, бульварах, разделительные зеленые полосы на улицах и автомобильных дорогах.

Зимой на поливочно-моечные машины ставят снегоочистительное устройство: плуг и вращающуюся щетку. Плуг - это широкий металлический нож, установленный перед машиной. Он счищает толстый слой снега, а расположенная под цистерной щетка сметает остатки в сторону к тротуару.

Вслед за снегоочистителями движутся снегопогрузчики. Мощными захватами они сгребают собранный в высокую гряду снег на специальный лоток, а оттуда транспортером отправляют его в кузова самосвалов. Теперь остается вывезти снег за город и посыпать дороги и тротуары песком (это тоже делают специальные машины).

Улицы города готовы к приему пешеходов и транспорта.



Наука, техника, изобретения © 2009-