'Священные' камни

Еще не так давно люди вообще не верили в возможность падения камней 'с неба'. В 1790 году во Франции бургомистром было засвидетельствовано падение метеорита. Комментарий к этому сообщению весьма просвещенного ученого Бертолле был неожиданным. Бертолле писал: 'Как печально, что целый муниципалитет заносит в протокол народные сказки, выдавая их за действительно виденное, тогда как не только физикой, но и ничем разумным вообще их нельзя объяснить'.

Уж если так писали о возможности падений метеоритов ученые, то что говорить о простых людях. Не мудрено, что подобные явления содействовали суевериям.

Священные' камни

Метеорит 'Андерсон Та-уншип' найден в США в алтаре древнего могильника. Другой метеорит, 'Хо-певел Маундс' (также США), был обнаружен вблизи алтаря могильного кургана. Случайно? Нет. Могильники нарочно делали вблизи 'небесных камней'.

Но самым удивительным из всех 'священных камней', конечно, является мусульманский Кааба (К'аба, или К'аб, по-арабски - куб).

Журналист Ю. Тычин-ский недавно побывал в центре мусульманского мира. Он видел и этот знаменитый черный камень.

Каждый правоверный хоть раз в жизни стремится побывать в Мекке, где в главной мечети, в восточной наружной ее стене, под хрустальным куполом хранится эта святая святых всех мусульман.

Паломникам приходится много трудиться, чтобы заработать дорогу в рай - к вечному блаженству и к гуриям. Труден этот путь. Нужно совершить омовение в источнике Замзам, забраться на гору Арафат, семь раз пробежать вокруг Каабы и забросать камнями три белых скалы, в которых сатана собрал все зло мира.

'Европейцы, - пишет Тычинский, - не допускаются на эти церемонии. Чужак должен быть умерщвлен'.

Ну, а в наши дни пришла разгадка всех этих таинственных падений камней с неба. На всем земном шаре обнаружено свыше 1500 метеоритов. Многие из них раздроблены на кусочки. Поэтому во всех музеях мира хранятся десятки, если не сотни .тысяч обломков метеоритов. Все они пронумерованы, тщательно описаны и изучены. Каждый из метеоритов имеет свое собственное имя, данное по месту его находки.

Разделены все метеориты на три группы: каменные, железные и железо-каменные. Железные состоят из самородного и никелистого железа с некоторой примесью кобальта, меди, фосфора, серы и углерода. В каменных метеоритах найдены многие минералы, имеющиеся и на Земле, но есть и свойственные только метеоритам. Их немного, не более десятка. Но химический состав их близок земным минералам.

При детальном изучении метеоритов сегодня возникают другие загадки, пока еще не разрешенные наукой.

Существует, например, группа тел, о которых у ученых нет единого мнения. Одни считают их метеоритами и называют тектитами. Они похожи на вулканическое стекло. Возраст их 'всего' несколько миллионов лет. Не образовались ли они за счет метеоритной бомбардировки поверхности Луны?

Непонятно, почему иногда в одном и том же метеорите (железо-каменном) железные части в десять и более раз моложе каменных. Не образовалось ли железо по каким-то еще нами не открытым законам непосредственно в космосе?

А может быть, есть и другие типы метеоритов, не только железные и каменные? Так, австралийский ученый доктор Крук считает, что 130 миллионов лет назад на территорию Австралии упал ледяной метеорит, содержащий значительное количество газов. Газы, выходящие сейчас из слоев этого возраста (в 130 миллионов лет), и являются остатками и свидетельством этого космического события.

Неразгаданной пока является и тайна события, происшедшего 30 июня 1908 года в Тунгусской тайге.