Конструкторское бюро под руководством O.K. Антонова (1906—1984), созданное
в 1946 г., специализируется главным образом на создании транспортных самолетов.
Родоначальником многочисленного семейства самолетов с маркой «Ан» по праву
можно назвать широко известный легкий транспортный самолет «Ан-2».
Передняя часть и пилотская кабина транспортного самолета «Ан-2».
|
Легендарный самолет-труженик «Ан-2».
|
Самолет «Ан-2» выпускался в различных модификациях Вот наиболее интересные
из них: «Ан-2В» — двухпоплавковая модель с укороченными лопастями воздушного
винта; «Ан-2С» — сельскохозяйственная модель, с распылительным оборудованием;
«Ан-2ПП» — пожарная модель,
Способная поднять в своих емкостях до 1240 л воды; «Ан-23А» — высотная
модель для зондирования атмосферы с турбокомпрессором и дополнительной
кабиной впереди киля для наблюдателя; «Ан-2ТЛ» — транспортно-десантный
самолет.
Практически сразу же после окончания второй мировой войны конструкторское
бюро разработало новый самолет, получивший название «Ан-2». Девизом нового
летательного аппарата могли стать слова: «Делай все, летай везде». Еще
до того, как получить свое окончательное название, самолет кратко обозначали
«СХ-1» («Сельскохозяйственный-1»). С 31 августа 1947 г., когда в воздух
поднялся первый опытный образец, и до настоящего времени самолет продолжает
производиться в некоторых странах мира, хотя в СССР его выпуск был прекращен
в конце 60-х гг.
«Ан-2» был выполнен по схеме биплана, и его конструкция практически
полностью изготовлена из металла. Исключение составляли крылья и хвостовое
оперение, имеющие полотняную обшивку. В фюзеляже «Ан-2» размещались обогреваемые
и вентилируемые кабины для 2 членов экипажа и 12 пассажиров. Устойчивое
ширококолейное шасси с хвостовым колесом и большим ходом амортизации в
сочетании с пневмошинами низкого давления, поплавками или лыжами обеспечивало
возможность применения самолета на любых неподготовленных поверхностях.
Начиная с 1960 г. производство «Ан-2» по лицензии началось в Польше
компанией «WSK-PZL» и в Китае под названием «Y-5». Общее число построенных
до 1992 г. в трех странах самолетов равно 15 000 экземпляров, причем основное
их количество было выпущено в Польше.
В 90-х гг. на базе серийного самолета «Ан-2», завоевавшего прочный авторитет
на мировом рынке хорошими летно-техническими характеристиками, простотой
эксплуатации, нетребовательностью к аэродромам и высокой надежностью, был
создан самолет «Ан-3».
Модернизация в первую очередь затронула силовую установку самолета —
поршневой двигатель был заменен на турбовинтовой. Кроме этого были произведены
изменения в компоновке кабины экипажа и установлена более эффективная система
кондиционирования воздуха. Более мощный двигатель позволил увеличить надежность
самолета, улучшить его взлетно-посадочные и летные характеристики. Особо
существенной явилась возможность повышения взлетной массы самолета, а значит,
и поднятия коммерческой загрузки при сохранении тех же требований к взлетно-посадочной
полосе, а также возможность использования керосина, применяемого в авиации
для всех других самолетов вместо бензина.
Как и для «Ан-2», основными вариантами использования нового самолета
являются: транспортный — до 1 800 кг груза, грузопассажирский — 18 пассажиров,
сельскохозяйственный, ле-сопожарный, санитарный, десантный и др. Практически
в одно время с разработкой С.В. Ильюшиным «Ил-18», O.K. Антонов начал работу
над конструкцией пассажирского самолета «Ан-10». Самолет был построен в
рекордно короткий срок — за 15 месяцев, и в начале 1957 г. состоялся его
первый полет. В мае 1959 г. на новом самолете был выполнен перелет по маршруту
Киев — Тбилиси — Адлер — Харьков — Киев, и уже 10 сентября «Ан-10» вышел
на воздушные трассы СССР.
Стоместный самолет эксплуатировался на линиях средней протяженности
— от 2 000 до 3 000 км, скорость его составляла 600 км/ч. Общая коммерческая
загрузка достигала 13 500 кг.
Одна из многочисленных модификаций самолета «Ан-2».
|
«Ан-3» — современный аналог легендарного «Ан-2».
|
«Ан-3» унаследовал от своего предшественника надежность и простоту
обслуживания, возможность выполнения полетов с грунтовых площадок длиной
500 м, возможность использования во всех вилах работе народном хозяйстве,
где в настоящее время применяется самолет «Ан-2».
Транспортный самолет «Ан-12» отличался фюзеляжем с приподнятой
хвостовой частью и большим грузовым люком.
|
Пассажирско- транспортный самолет «Ан-14» («Пчелка»).
|
Параллельно с испытанием «Ан-10» конструкторское бюро O.K. Антонова
приступает к разработке четырехмоторного транспортного самолета «Ан-12».
Он предназначался для грузовых перевозок на линиях средней и большой протяженности.
Фюзеляж самолета с приподнятой хвостовой частью и большим грузовым люком
обеспечивал удобные условия погрузки и выгрузки крупногабаритных грузов,
а также их сброс на парашютах. В отличие от своего предшественника «Ан-12»
способен был перевозить грузы до 17 000 кг.
В том же 1957 г. в ОКБ O.K. Антонова была завершена разработка легкого
транспортного самолета «Ан-14». Вскоре к его основному названию добавилось
еще одно — «Пчелка».
Новый самолет получился очень простым в управлении и мог перевозить
7 пассажиров либо до 720 кг грузов. Однако ввод серийного «Ан-14» в эксплуатацию
затянулся до 1965 г. За это время была изменена форма крыла и усовершенствованы
механизмы его передней и задней кромок. Несколько изменился и фюзеляж —
его носовую часть слегка удлинили, а в хвостовой части установили двустворчатые
двери.
В январе 1958 г. специалисты ОКБ O.K. Антонова приступили к проектированию
самолета, оснащенного турбовинтовым двигателем. В результате был создан
пассажирский самолет для местных (протяженностью 1 500 км) воздушных линий,
получивший название «Ан-24».
В октябре 1959 г. состоялся первый полет нового самолета. Оснащенный
двумя турбовинтовыми двигателями «АИ-24», самолет развивал скорость до
450 км/ч и мог перевозить до 52 пассажиров. Отличительной чертой «Ан-24»
стало то, что он был способен выполнять полеты с грунтовых аэродромов,
а для разбега при взлете ему было достаточно всего 650 м.
В середине 60-х гг. на базе хорошо зарекомендовавшего себя пассажирского
самолета «Ан-24» был создан многоцелевой военно-транспортный самолет «Ан-26».
В настоящее время его серийный выпуск уже прекращен, но начиная с 1968
г. было построено более 1000 таких самолетов.
«Ан-26» способен перевозить до 40 пассажиров или 24 раненых с сопровождающим
медперсоналом, а также может применяться для десантирования людей и техники.
Как и на «Ан-24», на этом самолете установлено два турбовинтовых двигателя.
Грузовая кабина герметизирована, имеется система механизации загрузки-выгрузки.
Для обеспечения точного сбрасывания десанта и грузов служит оптический
бомбардировочный прицел.
«Ан-26» широко использовался в боевых действиях в Афганистане и поставлялся
на экспорт. В настоящее время эти самолеты эксплуатируются в 26 иностранных
государствах. Так, например, под обозначением «Y-7H-500» «Ан-26» производится
в Китае. Самолет имеет значительное число модификаций, используемых в вооруженных
силах и народном хозяйстве. Для применения в условиях высокогорья создан
самолет «Ан-32», отличающийся более мощными двигателями. Для выполнения
работ по аэрофотосъемке служит модификация «Ан-26» —
«Ан-30». Также имеются варианты самолета-радиопротиводействия, воздушных
командных пунктов, санитарных самолетов и самолетов пожаротушения.
Пассажирский турбовинтовой самолет «Ан-24».
|
Транспортный вариант самолета «Ан-26».
|
В 1973 г. впервые взлетел в небо «Ан-28» — многоцелевой транспортный
легкий самолет короткого взлета и посадки с двумя газотурбинными двигателями.
А еще через три гола ОКБ O.K. Антонова разработало самолет «Ан-32», который
является модификацией самолета «Ан-26» и предназначен для перевозки людей
и грузов на линиях малой и средней протяженности, а также для использования
в санитарном и других вариантах.
Военно-транспортный вариант самолета «Ан-72».
|
Пассажирско-транспортный самолет «Ан-74», используемый Украиной на
международных авиатрассах.
|
«Ан-72» выпускался в нескольких модификациях: «Ан-72С» — административный
самолет, «Ан-72П» — самолет для несения патрульной службы в прилегающей
к побережью 200-мильной морской зоне. Прицельно-навигационное и пилотажное
оборудование обеспечивает автоматическое самолетовождение на всех этапах
полета, вывод самолета в заданную точку, аппаратурный поиск, определение
координат надводных судов, их скоростей и курсов движения.
С целью замены в вооруженных силах и гражданских авиакомпаниях транспортного
самолета «Ан-26» в ОКБ О.К Антонова был разработан аппарат «Ан-72». Имея
со своим предшественником примерно одинаковые размеры, новый самолет превосходит
его по грузоподъемности в 1,8 раза и в 1,6 раза — по скорости полета.
Первый полет опытного образца состоялся 22 декабря 1971 г. Самолет является
первым в СССР реактивным транспортным самолетом с коротким взлетом и посадкой.
Одной из главных особенностей «Ан-72», обеспечившей сокращение разбега
при взлете, является расположение двигателей над крылом. Это позволило
конструкторам использовать так называемый «эффект Коанда», когда выхлопная
струя двигателя, установленного на крыле, обтекает верхнюю поверхность
крыла и отклоняется вниз, обеспечивая увеличение подъемной силы и сокращение
взлетной дистанции. Интерес представляет и конструкция шасси самолета.
Каждая из основных его стоек фактически состоит из двух отдельных самостоятельных
тележек. Такая конструкция шасси оптимально приспособлена к посадке на
неровные взлетно-посадочные площадки. В полете основные стойки убираются
в обтекатели, а передняя — в фюзеляж.
Герметизированная грузовая кабина самолета рассчитана на размещение
68 пассажиров. Благодаря наличию в задней части фюзеляжа большого грузового
люка, на самолете перевозят колесную и гусеничную технику или крупногабаритные
грузы.
В 1984 г. на авиационные трассы Советского Союза вышел еще один самолет,
разработанный ОКБ O.K. Антонова. Это был пассажирско-транспортный самолет
«Ан-74». Эта модель позволяла со скоростью 720 км/ч перевозить до 58 пассажиров
или до 10 000 кг народнохозяйственных грузов.
«Ан-38» — многоцелевой транспортный самолет, созданный в ОКБ O.K.
Антонова. Самолет по конструкции близок к созданному ранее самолету «Ан-28»,
от которого отличается удлиненным фюзеляжем и увеличенным до 27 числом
пассажирских мест. Первое сообщение о проекте самолета «Ан-38» и показ
его модели состоялись в июне 1991 г. на Авиационно-космической выставке
в Париже.
|
|