Если уж первая мировая война захватила сушу и воздух, естественно, не
могла она обойти и воду. Не только в России, но и в других странах, участвующих
в боевых действиях, в спешном порядке параллельно с выпуском обыкновенных
самолетов разворачивали производство летающих лодок. Особенно в этом преуспели
конструкторы Германии.
В начале 1916 г. немецкая компания «Albatros Werke» одной из первых
выпустила гидросамолет собственной конструкции, получивший название «Albatros
W-IV». За основу был взят один из истребителей, выпускаемых компанией,
который срочно переделали в истребитель-гидросамолет, способный защитить
аэродромы, расположенные на побережье Северного моря, от надетов британских
летающих лодок. В отличие от своего прототипа «Albatros W-IV» получил стабилизатор
большей площади, значительное увеличение расстояния между крыльями, дающее
пилоту хороший обзор, и, конечно же, поплавки вместо колесного шасси.
Поставки «Albatros W-IV» в летные части Германии начались в сентябре 1916
г. и продолжались до декабря 1917 г.
Участвуя в боях, гидросамолет доказал свою эффективность в качестве
истребителя, обороняющего базы, способного справиться практически с любым
вражеским самолетом. Конкуренцию ему могли составить лишь английские летающие
лодки, появившиеся в середине 1917 г. Поэтому начиная с 1918 г. «Albatros
W-IV» стал вытесняться более эффективными самолетами «W-12» компании «Hansa-Brandenburg».
Этот аппарат представлял собой двухместный гидросамолет-истребитель, в
котором стрелок-наблюдатель размещался в открытой задней кабине и был вооружен
пулеметом, установленным на подвижной опоре.
Самолет «W-12» был выполнен по традиционной схеме одностоечного биплана
с деревянным каркасом, полотняной обшивкой и установлен на двух деревянных
поплавках. Необычным у гидросамолета было хвостовое оперение — киль отсутствовал,
а фюзеляж к хвосту сужался до толщины лезвия ножа, и к нему крепился руль
направления, а горизонтальное oпeрение крепилось сверху к приподнятой задней
части фюзеляжа.
Истребитель-гидросамолет «W-12», изготовленный немецкой фирмой «Hansa-Brandenburg».
|
Бомбардировщик- торпедоносец, созданный специалистами немецкой фирмы
«Cotha» в годы первой мировой войны.
|
Во время войны гидросамолеты «Hanriot HD-2» привлекли внимание персонала
баз американского флота, находившихся во Франции, и в 1918 г. США сделали
заказ на 10 самолетов. В Америке их переделали в сухопутные и обозначили
как «HD-2C». Некоторое время спустя один из них использовался ВМФ США для
экспериментальных взлетов с коротким разбегом с платформы, построенной
над носовой орудийной башней линкора «Mississippi».
Немецкая компания «Gotha», создавшая в годы первой мировой войны неплохой
средний бомбардировщик, не могла обойти стороной тему гидросамолетов. Но
если остальные фирмы стремились создать эффективный скоростной истребитель,
то специалисты «Gotha» приступили к созданию бомбардировщиков-торпедоносцев.
Первой из двухмоторных поплавковых гидросамолетов компании стала созданная
в 1916 г. машина «WD-7». Двигатели марки «Mercedes» устанавливались на
нижнем крыле, по одному с каждой стороны фюзеляжа. Для ВМС Германии было
построено 8 самолетов, использовавшихся в качестве учебных бомбардировщиков-торпедоносцев.
Вслед за ним компания выпустила «WD-11», который имел сходную конфигурацию,
но с двухкилевым оперением. Немецкие ВМС получили 12 таких бомбардировщиков-торпедоносцев,
каждый из которых мог нести одну торпеду и имел в носовой части подвижную
пулеметную установку.
Вершиной мастерства стал самолет «Gotha WD-14», разработанный на базе
«WD-11». Он имел два более мощных двигателя марки «Benz», установленных
на нижнем крыле, а в носовой и хвостовой частях фюзеляжа было установлено
по одному пулемету.
Среди английских гидросамолетов времен первой мировой войны выделялся
истребитель «Hanriot HD-2». Его первый опытный образец имел два коротких
основных поплавка и третий — хвостовой. Во втором опытном образце от хвостового
поплавка отказались, а основные удлинили и кроме этого, для придания большей
устойчивости, увеличили площадь киля. К серийному производству был принят
именно этот образец гидросамолета. Его предполагалось использовать в качестве
перехватчика и самолета сопровождения медленных французских летающих лодок-разведчиков,
которые обычно терпели поражение от более мощных и быстроходных двухместных
гидросамолетов, выпускаемых немецкой компанией «Hansa-Brandenburg».
С января 1918 г. небольшое число самолетов «HD-2» было направлено на
базу Дюнкерк. В боевых действиях установленные на них два пулемета «Vickers»
доказали свою эффективность против вражеских самолетов.
|