Отличительная черта этих самолетов — мощное вооружение и скорость. И
это не случайно, ведь в их задачи входит перехватить самолет неприятеля,
догнать его и, заняв выгодную для атаки позицию, уничтожить. Такие крылатые
воины называются истребителями-перехватчиками.
Советский самолет «Ла-250» («Анаконда»), выпущенный в 1956 г., стал
самым оригинальным и редким для своего времени сверхзвуковым истребителем-ракетоносцем.
Он был одним из первых в этом классе, крупный самолет с чисто треугольным
крылом и такой же формы горизонтальным оперением. Два реактивных двигателя
самолета были установлены по бокам очень длинного фюзеляжа.
Реактивный истребитель-ракетоносец «Ла-250», разработанный ОКБ С.А.
Лавочкина.
|
Предшественником самолета «Ла-250» можно считать истребитель-перехватчик
«Ла-15», принятый на вооружение в 1948 г. Это была одна из первых разработок
боевого самолета с реактивным двигателем, развивающим скорость почти до
М = 1. Самолет состоял на вооружении до 1954 г.
|
20 мая 1977 г. пилот ОКБ П. О. Сухого заслуженный летчик-испытатель,
Герой Советского Союза B.C. Ильюшин поднял в воздух опытный самолет «Т-10-1».
Эта машина стала первой в семействе истребителей, известных теперь как
«Су-27». В войсках противовоздушной обороны самолет получил название «Су-27П»
(перехватчик).
|
Вооружение истребителя «Су-37» включает традиционную для семейства
самолетов «Су» 30-миллиметровую пушку. Кроме этого на 14 узлах внешней
подвески может размешаться различное вооружение обшей массой до 8 000 кг.
Всего возможно более 70 вариантов внешней подвески, включающих ракеты класса
«воздух-воздух» с активным радиолокационным самонаведением, ракеты «воздух-воздух»
с полуактивным радиолокационным или пассивным инфракрасным наведением,
высокоманевренные ракеты класса «воздух-воздух» малой дальности, ракеты
класса «воздух-корабль» и «воздух-РАС», бомбы и бомбовые кассеты массой
до 500 кг.
Во время тренировочных полетов истребитель показал весьма неплохие результаты
— скорость его полета достигала 2000 км/ч, дальность — 2 000 км, а высота
— 18 000 м. Вооруженный двумя управляемыми ракетами класса «воздух-воздух»,
«Ла-250» представлял собой довольно грозное оружие. Однако необычная схема
самолета делала его трудным в пилотировании даже для такого опытного летчика-испытателя,
как А.Г. Кочетков. После ряда проведенных испытательных полетов, которые,
как правило, заканчивались аварией при взлете или посадке, испытания самолета
затянулись, и «Ла-250» так и не прошел их. Смерть его конструктора С.А.
Лавочкина, последовавшая 9 июня 1960 г., очевидно, тоже стала причиной
прекращения испытаний.
Проблемой создания высокоскоростного, хорошо вооруженного истребителя
перехватчика в Советском Союзе в разные годы занимались практически все
ведущие авиастроительные конструкторские бюро. Много интересных конструкций
в этой области было разработано специалистами ОКБ П.О. Сухого. Одним из
последних реализованных проектов этого бюро стал многоцелевой истребитель
«Су-37» («Терминатор»). 2 апреля 1996 г. летчик-испытатель ОКБ П.О. Сухого
Е.И. Фролов поднял самолет в небо, а 18 августа того же года «Су-37» был
впервые показан на авиационном празднике в Тушино под Москвой.
В ходе летных испытаний самолет «Су-37» продемонстрировал уникальные
маневренные возможности. Технические решения, реализованные в конструкции
нового истребителя, обеспечили возможность нанесения упреждающих ударов
по любому воздушному противнику, в том числе и малозаметному самолету,
атаку наземных целей без входа в зону ПВО противника, маловысотный полет
с облетом и обходом наземных препятствий, противодействие радиоэлектронным
и оптикоэлектронным средствам противника, автоматизацию всех этапов полета
и боя.
Не вызывает сомнений тот факт, что именно специалисты ОКБ А.И. Микояна
являются лидерами в области создания высокоэффективных, скоростных летательных
аппаратов. Поэтому не случайно понятие «советский истребитель» и марка
«МиГ» неразрывно следуют друг с другом еще со времен второй мировой войны.
Одной из первых послевоенных моделей ОКБ стал «МиГ-15» — первый советский
массовый реактивный истребитель. Его проектирование началось в 1946 г.,
и уже 30 декабря 1948 г. самолет впервые поднялся в воздух. Вооружение
истребителя состояло из 3 авиационных пушек, а при необходимости мощность
его двигателя позволяла нести и бомбовую нагрузку.
В СССР было построено около 11 000 самолетов «МиГ-15». Они в больших
количествах поставлялись в дружеские для СССР страны. Еще около 15 500
экземпляров истребителя было по лицензии построено в Чехословакии и Польше.
В 1954 г. в ОКБ А.И. Микояна был создан первый серийным сверхзвуковой
истребитель «МиГ-19». Он был способен развить скорость до 1 450 км/ч. Самолет
имел крыло с углом стреловидности 55°. В хвостовой части фюзеляжа были
установлены рядом 2 реактивных двигателя. Топливные баки располагались
в фюзеляже, но предусматривалась также подвеска дополнительных баков под
крылом. Для сокращения пробега при посадке применялся тормозной парашют.
Истребитель «Су-37» — один из лучших современных российских
многоцелевых истребителей.
|
Первый советский массовый истребитель,
оснащенный реактивным
двигателем — «МиГ-15».
|
Реактивный истребитель «МиГ- 17» был создан в ОКБ А.И. Микояна в
1949 г. в результате дальнейшего совершенствования самолета «МиГ-15». Стреловидность
крыла этого самолета увеличили с 35° до 45°, профиль сделали тоньше, удлинили
фюзеляж и увеличили площадь тормозных щитков. Эти мероприятия позволили
улучшить скоростные и маневренные качества истребителя. Самолеты «МиГ-17»
участвовали в боевых действиях во Вьетнаме и на Ближнем Востоке. Всего
серийно было выпушено около 8 000 самолетов «МиГ- 17» различных модификаций.
|
Реактивный истребитель «МиГ-19» — изготовленный по лицензии в Чехословакии.
|
Вооружение «МиГ-19» состояло из 3 пушек калибра 30 мм. Подвеска различного
дополнительного вооружения под крылом расширяла возможность тактического
применения этого самолета. Для решения задач ПВО на базе самолета «МиГ-19»
был построен истребитель-перехватчик «МиГ-19П». На него кроме 2 пушек устанавливались
блоки неуправляемых реактивных снарядов.
Следующая разработка ОКБ А.И. Микояна стала одной из самых знаменитых
в мире. На этом самолете установлено 24 мировых рекорда. Он выпускался
серийно около 30 лет во многих модификациях, состоял на вооружении военно-воздушных
сил 49 стран и участвовал во многих военных конфликтах. Он был создан в
1958 г. и его имя — сверхзвуковой реактивный истребитель «МиГ-21».
На этом самолете для увеличения скорости полета конструкторы постарались
уменьшить, насколько возможно, сопротивление воздуха, особенно на скоростях,
близких к скорости звука и сверхзвуковых. Крыло для этого было сделано
треугольное, со стреловидностью 53°, шасси — убирающееся в полете, с носовым
колесом. Вместо стандартного руля высоты, представляющего собой отклоняемую
хвостовую часть горизонтального оперения, на «МиГ-21» был применен в качестве
руля высоты полностью поворотный стабилизатор. Это обеспечивало надежное
управление самолетом до сверхзвуковых скоростей.
Успехи истребителей «МиГ-21» и «МиГ-23» не вскружили головы специалистам
ведущего «истребительного» ОКБ Советского Союза. В 1970 г. на вооружение
ВВС и ПВО СССР поступил истребитель-перехватчик «МиГ-25П». Он стал первым
в мире серийным истребителем, достигшим скорости 3 000 км/ч.
Этот многоцелевой самолет был способен решать как разведывательные,
так и истребительные задачи. Базовый серийный истребитель-перехватчик «МиГ-25П»
был выполнен по стандартной схеме с высокорасположенным крылом, двухкилевым
вертикальным оперением и цельноповоротным стабилизатором. Шасси самолета
было трехопорное, с колесами большого диаметра, что позволяет эксплуатировать
истребитель на грунтовых аэродромах.
Серийное производство «МиГ-25» продолжалось до 1985 г., и за это время
построено около 1 200 самолетов различных модификаций. На «МиГ-25» установлено
29 мировых рекордов. Самолет применялся во многих локальных конфликтах,
в частности в войне в районе Персидского залива 1991 г.
6 сентября 1976 г. летчик одного из дальневосточных полков ПВО старший
лейтенант В. Беленко на самолете «МиГ-25П» перелетел в Японию, тем самым
позволив американцам досконально ознакомиться с новейшим советским перехватчиком.
В связи с этим возникла срочная необходимость модернизации самолета. Новый
самолет «МиГ-25ПД» получил новую ракетную систему вооружения, наведение
которой на цель осуществлялось с помощью радиолокаторов и теплопеленгаторов.
Кроме этого были несколько увеличены высота и скорость полета истребителя.
«МиГ-27» состоял на вооружении ВВС многих стран мира и участвовал
во многих военных конфликтах.
|
Легкий многоцелевой всепогодный фронтовой истребитель «МиГ-23» с
изменяемой в полете стреловидностью крыла. Создан в ОКБ им. А.И. Микояна
пол руководством генерального конструктора Р.А. Белякова. Вооружение самолета
состояло из авиационной пушки, управляемых ракет класса «воздух-воздух»,
авиабомб и неуправляемых реактивных снарядов.
|
Многоцелевой истребитель-перехватчик «МиГ-25П».
|
Схема истребителя-перехватчика «МиГ-25П».
|
С 1974 г. в ОКБ А.И. Микояна начата разработка легкого фронтового истребителя
4-го поколения «МиГ-29». Самолет должен был прийти на смену основным истребителям
ВВС Советского Союза «МиГ-21» и «МиГ-23» и превосходить в воздушных боях
новейшие американские истребители «F-15» и «F-16». Основными особенностями
«МиГ-29» стали использование такой аэродинамической схемы, при которой
фюзеляж; выполнен несущим и создает до 40% общей подъемной силы, перспективной
силовой установки из 2 турбореактивных двигателей, современной системы
управления вооружением, а также новых управляемых ракет.
Первый полет на «МиГ-29» выполнил 6 октября 1977 г. летчик-испытатель
ОКБ А.В. Федотов. После завершения широкомасштабной программы испытаний
в 1982 г. самолет был запущен в серийное производство и в 1987 г. принят
на вооружение ВВС Советского Союза.
Вооружение самолета состоит из 1 пушки, 2 ракет средней дальности «Р-27»
с тепловыми или радиолокационными головками самонаведения и 4 ракет ближнего
боя «Р-73».
Одной из последних разработок специалистов ОКБ А.И. Микояна является
двухместный дальний сверхзвуковой истребитель-перехватчик «МиГ-31». На
сегодняшний день он является самым скоростным и высотным боевым самолетом
в мире. «МиГ-31» — практически единственный самолет, который способен перехватывать
и уничтожать крылатые ракеты, летящие на предельно малых высотах. Кроме
этого вместе с американским палубным истребителем «F-14» он является единственным
в мире носителем ракет «воздух-воздух» большой дальности.
Поступивший тогда на вооружение «МиГ-31» стал достойным соперником американскому
самолету-разведчику «SR-71». Так, например, 27 мая 1987 г. в Заполярье
экипажу «МиГ-31» пришлось осуществить боевое воздействие на самолет-разведчик
«SR-71» и вытеснить его далеко в нейтральные воды. Специалисты считают,
что именно появление «МиГ-31» стало основной причиной ухода «SR-71» в «отставку».
За время производства было построено более 500 самолетов «МиГ-31» всех
модификаций. На вооружении ПВО России сейчас находится более 350 истребителей-перехватчиков
этого типа.
Так обстояли дела в советском самолетостроении, а теперь наступил момент
познакомиться с разработками в области истребительной авиации, сделанными
по другую сторону линии «фронта», которую провели в годы «холодной войны».
В 1963 г. в небо поднялся самолет «F-5» («Freedom Fighter») — наиболее
распространенный в 60—80-е гг. американский сверхзвуковой истребитель.
Самолет был выполнен по стандартной схеме с низкорасположенным трапециевидным
крылом и 2 двигателями в хвостовой части фюзеляжа.
Легкий фронтовой истребитель 4-го поколения «МиГ-29».
|
Легкий многофункциональный истребитель «МиГ-29М» стал одной из модификаций
«МиГ-29». Несмотря на то, что внешне эти машины очень похожи, «МиГ-29М»
— качественно новый боевой самолет. На истребителе предусмотрено применение
практически всех видов ракет класса «воздух-поверхность», включая и управляемые
ракеты с телевизионными и лазерными головками самонаведения, корректируемые
авиационные бомбы, другое высокоточное оружие. Управление боевыми режимами
и выбор оружия летчик может производить, не снимая рук с сектора газа и
ручки управления.
|
С начала 90-х гг. в ряде стран (Канала, Сингапур и др.) проводятся
программы модернизации самолетов «F-5» с целью продления сроков их службы.
После модернизации 44 канадских самолета получили обозначение «CF-116»
и будут использоваться до 2007 г.
Двухместный дальний сверхзвуковой истребитель-перехватчик «МиГ-31»
— один из самых эффективных современных самолетов.
|
Ракетное вооружение, устанавливаемое на истребитель-перехватчик «МиГ-31».
|
Многофункциональный истребитель «С-37» («Беркут»). Работы над его
созданием начались в ОКБ им. П.О. Сухого в 1980 г. В 1999 г. самолет «С-37»
был включен в государственный оборонный заказ России. Сегодня «Беркут»
рассматривается, в первую очередь, как экспериментальный самолет, предназначенный
для летной проверки новых технических решений и демонстрации технологий.
В дальнейшем он должен стать прототипом высокоманевренного многофункционального
истребителя 5-го поколения. В августе 1999 г. «С-37» впервые продемонстрировал
пилотаж на авиасалоне МАКС'99.
|
Вооружение истребителя состояло из 2 пушек и 2000 кг различных видов
вооружения, расположенных на 7 подвесках. В их состав могли входить 4 управляемые
ракеты класса «воздух-воздух» или 2 управляемые ракеты «воздух-земля».
На «F-5» применялась радиолокационная станция, позволяющая производить
поиск воздушных целей и наведение управляемых ракет. Дальность обнаружения
цели — 74 км, дальность захвата — 19 км.
После проведения экспериментов с крылом изменяемой стреловидности в
начале 60-х гг. правительство США объявило конкурс на создание соответствующего
истребителя, который получил название «TFX» (тактический экспериментальный
истребитель). Победителем в этом конкурсе стала фирма «General-Datnemix»,
которая и получила заказ на серийное производство истребителя «F-111A»
для ВВС США.
В этом двухместном самолете пилоты располагались в кабине рядом друг
с другом. Первый полет «F-111A» был выполнен 21 декабря 1964 г. Стреловидность
крыла изменялась от 16° до 72,5°, вследствие чего размах крыла уменьшался
с 19,2 м до 9,7 м. У самолета практически полностью отсутствует зазор между
задней кромкой крыла и передней кромкой горизонтального оперения при положении
крыла, соответствующем максимальной стреловидности. Поэтому при максимальной
стреловидности крыла аэродинамическая схема самолета весьма близка к «бесхвостке»
с треугольным крылом. Взлетная масса «F-111A» составляет 31 750 кг, при
этом максимальная скорость полета на высоте 12 200 м достигает 2 660 км/ч
(М = 2,5). Вооружение самолета состоит из различных управляемых ракет класса
«воздух-воздух» и «воздух-поверхность».
В военных действиях «F-111» применялся, в основном, в Юго-Восточной
Азии и на Ближнем Востоке. Перелет в Таиланд осуществлялся с использованием
только бортовой навигационной системы и без дозаправки топливом — для тактического
самолета в то время это было крупным достижением.
«F-5» («Freedom Fighter») — наиболее распространенный в 60—80-е гг.
американский сверхзвуковой истребитель.
|
Разработка «JAS-39» (по-шведски
«jakt» — истребитель, «attack» —
ударный самолет, «sparing» — развелчик) началась шведской фирмой «SAAB»,
известной у нас в качестве производителя легковых автомобилей, в июне 1980
г. В 1982 г. правительство Швеции заключило контракт на поставку этих истребителей
в ВВС страны. Одним из самых выдающихся достижений стал полет с крейсерской
скоростью М = 1,08 на стандартном режиме работы двигателя.
В апреле 1996
г. поднялся в воздух двухместный «JAS-39B».
|
Модель истребителя «F-111», созданного для ВВС США, носит
индекс «А».
Молификация истребителя «F-111»,
находящаяся на вооружении
военно-морского флота Америки.
|
Самолет «F-111» стал первым современным американским истребителем,
спроектированным исходя из требований двух различных ролов вооруженных
сил — военно-воздушных и военно-морских сил Соединенных штатов Америки.
В конечном итоге расчетные варианты полетных заданий, определенные представителями
этих ролов войск, оказались несовместимыми, что привело к созданию двух
различных моделей — «F-111A» для ВВС США и «F-111B» для ВМС США. Впрочем,
отличаются они только размахом крыла.
В боевых вылетах сохранялся режим радиомолчания, поэтому точные причины
гибели двух первых самолетов так и остались неизвестными.
Второй раз самолеты «F-111» применялись в последние месяцы войны во
Вьетнаме. Было выполнено более 4 000 вылетов и потеряно 6 из 52 участвовавших
самолетов. Коренное отличие самолета — способность следовать рельефу местности
и точно выходить на цель — позволяло «вслепую», с первого захода «класть»
прямо на цель обычные некорректируемые боеприпасы. Более 98% всех вылетов
проходило на малой высоте, на режиме следования рельефу местности. Американские
летчики называли такой полет «лыжными гонками».
В наши дни перспективной моделью перехватчика является «YAL-1A» («ABL»,
«Airborne Laser») — самолет-носитель лазерного оружия, предназначенного
для уничтожения тактических баллистических ракет. Проект был разработан
совместно исследовательской лабораторией ВВС США «Air Force Research Laboratory»
и компаниями «TRW», «Boeing» и «Lockheed Martin». Фирма «Boeing» разрабатывает
боевую управляющую систему самолета и занимается подготовкой самолета-носителя,
разработанного на базе модели «Boeing-747». Фирма «TRW» разрабатывает лазерное
оружие и наземные вспомогательные системы для него. «Lockheed Martin» занимается
производством систем наведения и системой контроля лазерного луча, включая
оптику самого лазера.
Программа начата 13 августа 1993 г., а в 1996 г. был получен заказ от
Министерства обороны США на испытания лазерного оружия. В сентябре 1998
г. в исследовательском центре «TRW's Capistrano Test Site» в Калифорнии
была продемонстрирована боевая лазерная установка, на 10% превосходящая
мощность, требуемую по контракту. Серийное производство 7 самолетов планируется
начать в 2004 г. и закончить в 2008 г.
Совместная разработка английских и французских конструкторов, самолет
«Eurofigher», призван стать европейским истребителем будущего.
|
|