Техника

Техника

наука

Воздухоплавание и авиация


ВИНТОКРЫЛАЯ МОШЬ ВОЕННОЙ ГЕРМАНИИ

В годы второй мировой войны конструкторы фашистской Германии добились неплохих результатов в области вертолетостроения. И это не случайно, ведь немецкие генералы, считая, что победа в войне во многом зависит от техники, требовали от авиаконструкторов создания самых разнообразных машин — от реактивных самолетов до ракет «U-2», от летающих монстров до загадочных винтокрылов.

Перед самым началом войны немецкий конструктор Генрих Фокке разработал новую модель вертолета — «Focke Achgelis Fa-266». Внешне этот аппарат напоминал сильно увеличенный вертолет «Fw-61». Немецкая авиакомпания «Lufthansa» планировала использовать «Fa-266» в качестве шестиместного пассажирского вертолета. Однако едва закончились испытания аппарата — началась война, и опытный образец срочно был переделан в боевой вертолет, получивший обозначение «Fa-223» («Drache»).

Фюзеляж вертолета был сварен из стальных труб и обшит тканью и листами легкого сплава в области двигателя. В его носовой части размещалась большая остекленная кабина, обеспечивающая отличный обзор для пилота и наблюдателя. «Fa-223» имел классическое «самолетное» хвостовое оперение, однако стабилизатор имел подвижный руль, который использовался только для управления курсом. На основных стойках шасси колеса были с тормозами, а носовое колесо — свободноориентирующимся и могло поворачиваться на 360°.

Оборудование вертолета менялось в зависимости от решаемых задач. Почти все варианты, за исключением учебного, должны были нести пулемет в носовой части, радиостанцию и высотомер. Кроме этого вертолет-спасатель нес электролебедку, а разведчик — фотокамеру. В противолодочном варианте под фюзеляж вертолета можно было подвесить две глубинные бомбы весом по 250 кг. Транспортный вариант «Fa-223» мог перевозить груз на внешней подвеске, а в хвостовой части вертолета можно было также установить спасательную лодку.

Внешний вил вертолета «Focke Achgelis Fa-266».

Немецкие генералы планировали использовать вертолет «Fa-223» в качестве противолодочного, разведывательного, спасательного, транспортного и учебного аппарата. Это позволило специалистам завела «Focke Achgelis», расположенного в Бремене, получить военный заказ сразу на 30 опытных вертолетов.

В 1931 г. немецкий конструктор Генрих Фокке — один из основателей авиастроительной фирмы «Focke-Wulf» — создал лабораторию по исследованию винтокрылых аппаратов, которая в 1936 г. выпустила вертолет «Fw-61». 6 следующем году он ушел из фирмы и основал свою собственную «вертолетную»компанию «Focke Achgelis GmbH».

Несмотря на то, что немецкий вертолет «Fl-282» имел открытую кабину, его ресурсы позволяли подняться на высоту до 3300 м.

Хотя «Fa-223» был особенно эффективен для проведения спасательных операций, он никогда не использовался в этом качестве — его лишь иногда применяли для транспортных перевозок. На апрель 1945 г. у Германии имелось 3 работоспособных «Fa-223». Один из них к концу войны был сбит, а два других достались американизм. Один из них позже был перегнан в Англию, став первым вертолетом, пересекшим Ла-Манш.

В начале 1942г. флот Германии активно использовал вертолет «Fl-282», в том числе и в штормовых условиях. Для этого на одной из башен крейсера «Кц1п» была смонтирована вертолетная площадка. Хотя о боевой карьере вертолетов известно мало, точно установлено, что, по крайней мере, несколько «FI-282» и «Fa-223» в апреле 1945 г. использовались в авиатранспортной эскадрилье. Кстати, именно один из «FI-282» вывез из осажденного Бреслау его бургомистра Ханке незадолго до паления города.

Из заказанных военным министерством «Fa-223» завод в Бремене успел до бомбежек союзников выпустить только 10 машин — остальные были уничтожены на разной степени готовности. Успешные испытания вертолета, начавшиеся в середине 1942 г., и особенно его транспортный потенциал для снабжения сухопутных войск, позволили получить заказ еще на 100 машин. Однако успели произвести в десять раз меньше — в июле 1944 г. заводы вновь подверглись бомбардировкам.

Менее известная немецкая фирма «Flettner» в годы второй мировой войны построила довольно удачный одноместный вертолет «Fl-282» («Kolibri») с открытой кабиной.

Вертолет оказался очень маневренным и устойчивым в полете — на скорости 60 км/ч пилот мог далее позволить себе отпустить ручку управления. Хотя конструкция ряда узлов «F1-282» была излишне сложной и тяжелой, в целом она оказалась очень хорошо продуманной — во время испытаний одна из машин надетала 95 ч без замены каких-либо узлов.

Было заказано 1 000 вертолетов, но бомбежки выделенных под производство заводов «BMW» и «Flettner» в Йохаништале позволили выпустить только 24 опытных машины. Из них к концу войны действующими оставались только 3. Два из них достались американцам, а третий — Советскому Союзу. В течение некоторого времени он использовался в качестве учебного пособия на кафедре вертолетостроения в МАИ.





Наука, техника, изобретения © 2009-