Техника

Техника

наука

Воздухоплавание и авиация


ЛЕТАЮЩИЕ ТРУЖЕНИКИ

В начале 50-х гг. в Советском Союзе была начата разработка тяжелого транспортного вертолета, и занялись ей специалисты авиастроительного ОКБ А.С. Яковлева. Всего год понадобился на то, чтобы создать двухвинтовой вертолет-гигант «Як-24», опытный образец которого поднялся в воздух 3 июля 1952 г. В апреле 1955 г. началось его серийное производство, было произведено около 100 вертолетов с большим фюзеляжем, вмещающих экипаж в составе 3 человек и до 3 000 кг груза, загружавшегося в машину через заднюю погрузочно-разгрузочную дверь.

Однако, несмотря на успехи ОКБ А.С. Яковлева в области гражданского вертолетостроения, основной парк винтокрылых машин СССР составляли аппараты, созданные в конструкторских бюро Н.И. Камова и М.Л. Миля.

В 1961 г. специалистами ОКБ МЛ. Миля был разработан аппарат «Ми-2», который стал первым легким вертолетом Советского Союза с газотурбинным двигателем и создавался специально для гражданской авиации. В 1964 г. лицензия на производство вертолета была передана Польше. Там вертолет «Ми-2» выпускался на заводе «WSK-PZL-Smidnik», расположенном около города Люблина. В отличие от базового варианта, в Польше «Ми-2» получил расширенный фюзеляж;, вмещающий 10 пассажиров вместо 8.

Конструкция вертолета «Ми-2» была настолько универсальной, что это позволило использовать его как в гражданских, так и в военных целях.

В военных целях вертолеты «Ми-2» использовались в государствах Варшавского договора в качестве связных, тренировочных и поисково-спасательных. На некоторых вертолетах были установлены 4 реактивные установки. Ряд вертолетов использовался в санитарном варианте, в кабине таких вертолетов имелось двое носилок.

Вертолет-тяжеловоз «Ми-10» предназначен для перевозки крупногабаритных грузов массой до 3 т.

Зарегистрированный ФАИ мировой рекорд скорости для вертолетов, выполнявших кругосветный полет, принадлежит американизм Россу Перро-младшему и Джеку У. Коберну и составляет 56,97 км/ч. Взяв старт 1 сентября 1982 г. в Далласе (штат Техас) и вернувшись обратно 30 сентября 1982 г., они установили официальный мировой рекорд скорости. Кругосветный полет выполнялся на вертолете «Bell 206L.» («Longranger»), названном «Spirit of Texas».

Следующим вертолетом, созданным специалистами ОКБ М.Л. Миля для гражданского использования, стал «Ми-10». Вертолет был предназначен для перевозки крупногабаритных грузов и различных видов техники массой до 3 т. Кроме этого аппарат был способен перевозить на внешней подвеске грузы массой до 11 т. Это позволило использовать его на строительстве мостов, для перевозки и монтажа тяжелого оборудования промышленных предприятий, на строительстве буровых и линий электропередач в отдаленных, труднодоступных районах. Следует добавить, что для взлета и посадки «Ми-10» было достаточно площадки размером 80 х 80 м.

Продолжением серии большегрузных вертолетов, разрабатываемых в ОКБ, стал «Ми-17». Основное назначение этого аппарата — перевозка грузов весом до 4 т. Однако установленная на вертолете тросовая внешняя подвеска позволяет дополнительно транспортировать грузы весом до 3 т. Кроме этого «Ми-17» может использоваться для перевозки людей, для чего в грузовой кабине, оборудованной системой отопления и вентиляции, имеются откидные сиденья для 24 человек. Во время спасательных работ над дверью фюзеляжа можно установить бортовую стрелу, на которой, в режиме висения, перевозят людей и небольшие грузы.

Великолепные показатели грузоподъемности вертолета «Ми-17» были намного увеличены при создании «Ми-26», способного перевозить в грузовой кабине до 5 т, а на внешней подвеске — до 20 т крупногабаритных грузов. Такой аппарат стал незаменимым для строителей и монтажников-высотников. Сочетание большой грузоподъемности и высокой скорости сделали применение «Ми-26» экономически выгодным, и вскоре он начал широко применяться в гражданской авиации СССР.

Целую серию вертолетов для народного хозяйства Советского Союза разработали специалисты конструкторского бюро Н.И. Камова. Среди них молено отметить многоцелевой вертолет «Ка-26», предназначенный для выполнения авиационных работ в сельском и лесном хозяйствах, транспортных перевозок, выполнения санитарных и других работ. Он был способен перевозить до 800 кг груза или 6—7 пассажиров.

«Ка-32» стал последним аппаратом, разработанным под руководством Н.И. Камова. Вертолет совершил первый полет 24 декабря 1973 г., спустя месяц после смерти конструктора. Впервые этот аппарат был продемонстрирован в Минске во время проведения научной конференции по использованию летательных аппаратов в народном хозяйстве.

Толчком к созданию «Ка-32» послужили острые транспортные проблемы, связанные с освоением районов Крайнего Севера. Кроме того, на вертолеты этой конструкции возлагались задачи проводки караванов судов по Северному морскому пути и разгрузки судов на ходу. Такой «летающий кран» способен перевезти на внешней подвеске груз до 5 000 кг на расстояние 80 км, а в грузовой кабине — 1 500 кг на расстояние до 800 км. Вертолеты «Ка-32» нашли широкое применение и в горных условиях — для вывоза древесины, строительства линий электропередач, проведения горноспасательных работ.

Навигационное оборудование «Ка-32» позволяет осуществлять полет по выбранному маршруту в автоматическом режиме. Для этого достаточно задать географические координаты точек маршрута, и «электроника» сама проведет вертолет по ним. Полеты вертолетов «Ка-32» возможны днем и ночью как в простых, так и в сложных метеоусловиях.

Модель одного из представителей «камовских» винтокрылых машин — вертолета «Ка-22».

 

Поисково-спасательный вертолет «Ка-27». Этот аппарат способен до 4,5 ч непрерывно «висеть» в небе над районом аварии.

 

На вертолетах «Ка-32» установлен ряд официальных рекордов: набор высоты 6 000 м за 4 мин и 46 с, подьем груза 2 000 кг на высоту 6 400 м, подьем вертолета без груза на высоту 8 250 м.

Одной из последних разработок ОКБ им. Н.И. Камова стал вертолет «Ка-226». В отличие от своего предшественника, аппарата «Ка-126», он имеет 2 более мощных двигателя американского производства. Многовариантность применения «Ка-226» обеспечена широким набором легкосъемного оборудования. В пассажирском варианте к фюзеляжу крепится кабина для 6—7 пассажиров или для размещения груза массой 1 300 кг. В сельскохозяйственном варианте вертолет имеет специальное оборудование для опрыскивания полей и лесов химикатами. Пилотская кабина имеет хороший обзор, она оборудована системами обогрева и кондиционирования. В кабине при необходимости может быть установлено навигационное оборудование, позволяющее выполнять полеты днем и ночью в сложных метеоусловиях. Низкий уровень шума в полете вследствие малой удельной нагрузки на лопасти и возможность продолжения полета с одним работающим двигателем позволяют использовать вертолет «Ка -226» для перевозки пассажиров над городами.





Наука, техника, изобретения © 2009-