Техника

Техника

наука

История авиации

оглавление

Михаил Клавдиевич Тихонравов (1900-1974)

Михаил Клавдиевич Тихонравов родился в городе Владимире, но детские и юношеские годы его прошли в Петрограде. В 1920 г. он поступил в Институт инженеров Красного Воздушного Флота, образованный Н. Е. Жуковским.

После получения диплома Тихонравова направляют служить в легкобомбардировочную эскадрилью, а затем в авиационную промышленность, где он и увлекся планеризмом. В 1925 г. М. К. Тихонравов создал планер «АВФ-22», который заслужил лестные отзывы на Ронских международных соревнованиях в Германии. В конце 20-х гг. Тихонравов недолгое время работал под началом известного авиаконструктора Н. Н. Поликарпова, принимал участие в создании самолета «По-2». В 1930 г. Михаила Клавдиевича перевели в центральное конструкторское бюро им. Менжинского, где он возглавил авиамоторную группу.

М. К. Тихонравов был членом секции планеризма при ОСОАВИАХИМе СССР. Именно здесь он и познакомился с С. П. Королевым, который предложил ему возглавить бригаду инженеров-конструкторов, работающих над проблемой создания баллистических ракет на жидком топливе. С этого времени и началось тесное сотрудничество двух знаменитых советских конструкторов. Чуть позже Тихонравов возглавил вторую бригаду Группы по изучению реактивного движения (ГИРД). За успешный запуск первой советской жидкостной ракеты С. П. Королеву и М. К. Тихонравову были вручены почетные значки «За активную оборонную работу».

В 1934 г. М. К. Тихонравова назначают начальником отдела недавно образованного Реактивного научно-исследовательского института, где он продолжает работать над жидкостными ракетами. Но к концу 30-х гг. разработки над жидкостными баллистическими ракетами были свернуты, и Тихонравов приступил к созданию ракетных снарядов для легендарной «катюши».

В 1945 г. после подробного ознакомления с немецкой трофейной техникой конструктор занялся разработкой проекта полета человека на модернизированной ракете «Фау-2». Через год М. К. Тихонравов переходит работать в НИИ-4 Академии артиллерийских наук, где руководит сразу несколькими научными отделами. С. П. Королев, руководивший ОКБ-1, в это время занимается созданием многоступенчатой ракеты. Тихонравов первым высказал свои предположения по этому вопросу, и уже в начале 50-х гг. после предварительных исследований стало ясно, что создать такую ракету вполне возможно.

В 1947—1952 гг. М. К. Тихонравов занимался преподавательской деятельностью в МВТУ им. Н. Э. Баумана и на высших инженерных курсах, а с 1960 г. — в Московском авиационном институте. В этот период он тесно сотрудничал с журналом «Космические исследования» в качестве заместителя главного редактора.

Весной 1950 г. конструктор представил на научной конференции результаты своих исследований по составным ракетам и созданию искусственных спутников Земли. Но поддержки не получил, а был отстранен от должности. После этого Тихонравову запретили заниматься данной проблемой.

Но в институте вокруг ученого создалась подпольная группа по изучению данного вопроса. Его разработки, начиная с 1946 г. послужили в дальнейшем основой для создания межконтинентальной баллистической двухступенчатой ракеты «Р-7». В 1953 г. С. П. Королев сделал заказ в НИИ-4 во вопросу исследования и создания искусственного спутника Земли. Только после этого Тихонравову разрешили продолжить работу в этом направлении. И в начале 1954 г. он представил свою программу освоения космоса. Первым этапом в программе стоял запуск простейших искусственных спутников Земли и отработка ракеты-носителя. Далее следовал запуск пилотируемого корабля-спутника, создание станций-лабораторий больших размеров и, наконец, достижение Луны, включая облет и посадку на ее поверхность.

В 1955 г. Тихонравов представил три варианта искусственных спутников различного назначения. И через год по приглашению С. П. Королева и с разрешения руководства института М. К. Тихонравов перешел на работу в ОКБ-1, где его назначили начальником отдела проектирования различных искусственных спутников Земли, пилотируемых кораблей, космических аппаратов для исследования Луны и некоторых планет Солнечной системы.

В 1957 г. после запуска первого искусственного спутника Земли, а затем успешного полета спутника с живым существом на борту М. К. Тихонравов становится лауреатом Ленинской премии.

После этого все силы конструкторов были направлены на создание первого в мире пилотируемого корабля-спутника, а Михаилу Клавдиевичу присвоили звание Героя Социалистического Труда. В дальнейшем он участвовал в создании тяжелых межпланетных кораблей для полета на Марс.

За научно-инженерную деятельность М. К. Тихонравов был отмечен высокими правительственными наградами: орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны и различными медалями.





Наука, техника, изобретения © 2009-