Техника

Техника

наука

История авиации

оглавление

Алексей Андреевич Туполев (р. 1925)

Алексей Андреевич Туполев, сын А. Н. Туполева, родился 20 мая 1925 г. В 1949 г. закончил Московский авиационный институт и начал свою конструкторскую деятельность в должности инженера-расчетчика. Много занимался исследованиями.

В 1953 г. Алексей Андреевич закончил аспирантуру и защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук.

Через 10 лет за научные работы по новым летательным аппаратам получил ученую степень доктора технических наук.

За время исследовательской работы Туполев развил несколько перспективных научных направлений и сформулировал принципы авиационной эргономики (отрасль науки, основным объектом которой является система «человек-машина», занимающаяся изучением человека или группы лиц, его (их) деятельности в условиях производства с целью совершенствования орудий, условий и процессов труда). Полученные результаты исследований в этой области Туполев применял на практике. Это позволило повысить безопасность полетов за счет рационального распределения функций между экипажем и бортовой автоматикой (что значительно облегчило выполнение экипажем полетного задания).

В 1964 г. А. А. Туполев занимался педагогической деятельностью в Московском авиационном институте и в 1978 г. возглавил кафедру аэродинамики и конструкции летательных аппаратов.

В 1973 г. его назначают генеральным конструктором ОКБ. В течение 15 лет он занимается созданием военных и гражданских самолетов, в т. ч. «Ту-144», «Ту-160», «Ту-204».

А. А. Туполев впервые разработал и предложил использовать взлетно-посадочный механизм в бесхвостой схеме самолета. Это позволило получить высокое аэродинамическое качество на сверхзвуковых скоростях, довести взлетно-посадочные характеристики сверхзвукового самолета до уровня дозвукового самолета и значительно повысить его безопасность во время полетов. Он также предложил оригинальную компоновку сверхзвукового самолета и новые конструкции шасси, отклоняемой носовой и хвостовой частей. Подобная компоновка самолета «Ту-154» А. А. Туполева впоследствии была запатентована в СССР и США.

Коллектив, который возглавлял А. А. Туполев, постоянно совершенствовал самолеты, создавая их модификации. Так, например, самолет «Ту-154» после модификации получил название «Ту-154М». Он обладал лучшими летными, эксплуатационными и комфортабельными характеристиками.

Огромную известность получил новый самолет «Ту-204» с автоматической системой управления, разработанной в соответствии с мировыми стандартами. Самолет рассчитан на перевозку 214 пассажиров на расстояние 3500 км, отличается высокими летно-техническими характеристиками, надежностью, безопасностью и повышенной комфортабельностью для пассажиров. По экономичности топлива он почти в два раза превосходит все современные самолеты.

Управление самолетом осуществляется не с помощью штурвала, как ранее, а при помощи ручки, действующей от малых усилий руки пилота. Самолет оснащен новым пилотажно-навигационным комплексом, передающим информацию экипажу на экраны электронно-лучевых трубок.

За заслуги и вклад в развитие отечественной авиации академику Алексею Андреевичу Туполеву в 1971 г. присвоили звание Героя Социалистического Труда; чуть позже он был награжден Ленинской и Государственной премиями СССР.





Наука, техника, изобретения © 2009-