Техника

Техника

наука

История авиации

оглавление

Александр Сергеевич Яковлев (1906-1989)

После получения среднего образования и службы в летной эскадрилье Александр Сергеевич Яковлев поступил в Военно-воздушную академию им. Н. Е. Жуковского. Первые годы обучения были довольно сложными, так как приходилось выполнять много лабораторных работ и математических расчетов. Но в это же время Яковлев успевал заниматься на базе спортивной авиационной организации и строить легкомоторные самолеты. Особенно большое внимание он уделял спортивной авиации.

После окончания академии в 1931 г. А. С. Яковлев работал инженером на серийном заводе. И уже через год построил собственный самолет «АИР-6» с довольно удобной кабиной, отличающийся (как и последующие его модификации) большой дальностью полета. В 1933 г. на «АИР-6» был установлен международный рекорд по дальности полета для гидросамолетов. Следующей работой конструктора стал двухместный «АИР-7» с тонким крылом, у которого шасси не убиралось, а размещалось в обтекателях. Первые свои самолеты Яковлев строил на небольшом заводе, основанном на базе кроватной мастерской.

В 1935 г. конструкторский коллектив под руководством А. С. Яковлева построил одноместный учебно-тренировочный самолет «УТ-1» мощностью 100 л. с. Накопленный опыт работы по созданию учебно-тренировочных самолетов Яковлев использовал позже при создании истребителей.

После того как он возглавил конструкторское бюро, бригада Яковлева создала истребитель «И-26». Этот самолет, как и все аппараты конструктора, отличался малой массой и хорошо продуманными конструктивными формами. На истребителе установили малогабаритный двигатель водяного охлаждения мощностью 1240 л. с. Получивший в серийном производстве марку «Як-1», самолет поднимался на высоту 3400 м и достигал скорости 600 км/ч.

«Як-1» стал большим достижением отечественного самолетостроения и явился базой для производства самолета «УТИ-26», широко применяемого в годы Второй мировой войны.

В 1939 г. конструкторское бюро А. С. Яковлева занималось разработкой двухмоторных самолетов и созданием скоростного бомбардировщика «Як-4» с двумя двигателями водного охлаждения. Через три года оно разработало модель самолета «Як-6», ночного бомбардировщика и транспортного самолета. Для этого им пришлось проделать огромную работу по улучшению аэродинамики самолета и рациональному конструированию. Итогом деятельности группы конструкторов стал «Як-3», признанный после испытаний лучшим из отечественных истребителей.

К концу войны конструкторское бюро А. С. Яковлева пыталось установить на самолеты с поршневыми двигателями дополнительные силовые установки (жидкостно-реактивные или воздушно-реактивные двигатели). Созданный им на базе «Яка-3» реактивный самолет «Як-15» совершил свой первый полет в августе 1946 г. В дальнейшем бюро занималось совершенствованием реактивных истребителей и переходом их на околозвуковые скорости.

В послевоенные годы отечественные авиаторы занялись разработками боевых самолетов со стреловидным крылом, с более совершенными средствами спасения; требовался проект герметичной кабины для полетов на больших высотах.

Под руководством А. С. Яковлева были созданы самолеты со стреловидным крылом, развивавшие скорость до 1170 км/ч. Эти показатели значительно превосходили официальные мировые рекорды.

В начале 50-х гг. конструкторское бюро А. С. Яковлева участвовало в создании самолета с современным оснащением (радиолокационной станцией и соответствующим вооружением), способного обнаруживать и уничтожать противника вне оптической видимости. Итогом работы стал самолет-перехватчик «Як-25». Впоследствии он послужил основой для «Яка-28» различного назначения (бомбардировщики, разведчики, перехватчики).

Позже опытное конструкторское бюро Яковлева занималось разработкой самолетов «Як-38» с вертикальным взлетом. Установленные на нем двигатели изменяли направление силы тяги в зависимости от режима полета — горизонтального или вертикального. Управление самолетом было реактивным.

В целом конструкторскую деятельность А. С. Яковлева можно характеризовать как разнообразную и многогранную. Несмотря на то что всю жизнь Яковлев занимался созданием военной техники, он оставался верен спортивным самолетам.

Самыми первыми спортивными самолетами были «АИР-1», «АИР-3», «АИР-4» и др. Уже после войны А. С. Яковлев сконструировал спортивную модель с убирающимся шасси и закрытой кабиной. Его модификации на протяжении почти 18 лет были основными отечественными самолетами. На них неоднократно завоевывались мировые первенства по высшему пилотажу. В период перехода отечественной авиации на реактивные самолеты Яковлев создал двухместный «Як-30».

В начале 60-х гг. конструкторское бюро под руководством А. С. Яковлева занялось разработкой пассажирских самолетов. В 1966 г. ими был создан «Як-40» с турбореактивными двигателями, развивающий скорость до 600 км/ч. В оснащение самолета входило пилотажно-навигационное оборудование для полета в неблагоприятных метеорологических условиях, что позволяло ему обходить опасные зоны и производить посадку на ограниченных аэродромах.

Немало внимания уделял конструктор внешней и внутренней отделке самолета. Для обеспечения большей комфортабельности он разместил газотурбинные двигатели в хвостовой части фюзеляжа. Впоследствии «Як-40» стал использоваться не только в России, но и в ряде зарубежных авиационных компаний для пассажирских перевозок. Созданный позже Яковлевым лайнер «Як-42» предназначался для перевозки 120 пассажиров и развивал скорость до 820 км/ч.

Под руководством А. С. Яковлева было создано свыше 70 тыс. боевых, учебных, спортивных и пассажирских самолетов. Он является автором нескольких книг (в т. ч. «Цель жизни», выпущенная в 1987 г.). В 1976 г. конструктор был избран членом Академии наук СССР. За свои заслуги перед отечественной авиацией Яковлев был дважды удостоен звания Героя Социалистического Труда и награжден Ленинской и семью Государственными премиями.





Наука, техника, изобретения © 2009-