Техника

Техника

наука

История авиации

оглавление

Советская военная авиация 1920—1940-х годов

коростной истребитель-моноплан «И-16»

Конструкция скоростного истребителя-моноплана «И-16» длиной в 5,9-6 м относилась к смешанному типу. Каркас его деревянного фюзеляжа-«полумонокока» был представлен четырьмя сосновыми лонжеронами, одиннадцатью шпангоутами и стрингерами. Детали обшивки изготавливали из шпона и прикрепляли к каркасу с помощью клея и гвоздей. После этого фюзеляж обтягивали плотной тканью, прошпаклевывали швы соединения деталей и затем тщательно отделывали поверхность обшивки.

Двухлонжеронное крыло составляли центроплан и две отъемные консоли. Лонжероны состояли из стальных труб. Нервюры изготавливали из дюралюминиевых профилей. Каркас крыла покрывали перкалем, а носовую часть — листами дюралюминия. В дальнейшем поверхность крыла стали дополнительно обшивать фанерой. Элероны, занимающие заднюю кромку консолей, во время взлета и посадки машины играли роль закрылок и могли отклоняться вниз на 15°. Размах крыла истребителя достигал 9 м, а его площадь — 14,5 м2.

Каркас хвостовой части самолета делали металлическим и обшивали его полотном. Киль и стабилизатор состояли из двух лонжеронов. В конструкцию рулей входили трубчатые лонжероны.

Убирающееся шасси относилось к пирамидальному типу и имело амортизаторы, наполненные жидким газом. Колодочные тормоза имели механический привод от педалей. Шасси убиралось с помощью ручного привода, работавшего от лебедки, которую устанавливали на правом борту кабины самолета.

Истребитель был оснащен девятицилиндровым звездообразным двигателем, имевшим металлический воздушный винт. На различных моделях машины устанавливали двигатели разной мощности: от 480 («М-22») до 1000 («М-62» и «М-63») л. с. Истребитель-моноплан «И-16» (тип 24) был способен развить максимальную скорость, достигавшую 462 км/ч. При этом максимальная продолжительность полета машины не могла превышать 2-х часов, а потолок высоты составлял не менее 9400 м. Для того чтобы набрать высоту в 5000 м, истребителю требовалось время в 5,4 мин.

Первая модель истребителя «И-16» — «ЦКБ-12» — несла на своем борту вооружение, состоявшее из двух крыльевых пулеметов ШКАС. Ее взлетный вес достигал 1345 кг. Последняя модификация самолета «И-16» — тип 24 — была оснащена уже не только пулеметами, но и двумя пушками ШВАК, калибр которых составлял 20 мм. Вес такой модели достигал 1912 кг.

Истребитель «И-16» имел разнообразную окраску. Однако чаще всего боевые машины сверху выкрашивали в защитный цвет, а снизу — в голубой.

Первые испытания «И-16» были проведены 31 декабря 1933 года. Летом 1936 года несколько машин было направлено советским правительством в Испанию, где в то время шла война. Тогда самолет Поликарпова оказался лучшим в мире и по техническим параметрам превзошел даже детище германской авиационной промышленности — «Мессершмитт-109». Противостоять новому советскому истребителю смог лишь созданный в 1938 году «Мессершмитт-109Е», а позднее, в годы войны СССР с Монголией, японские истребители «И-95», «И-96», «И-97». Однако настоящая слава непобедимой машины пришла к И-16 в годы II Мировой. Он стал первым в истории русской авиации скоростным истребителем-монопланом и состоял на вооружении армии СССР до 1943 года.





Наука, техника, изобретения © 2009-