Техника

Техника

наука

История флота

оглавление

Египетские барки и ладьи

Документально установлено, что о парусе в Египте знали уже в шестом тысячелетии до нашей эры. Суда египтянам были очень необходимы. Государство представляло собой длинную, узкую полоску плодородной земли шириной всего в несколько километров. Раз в год мутные воды Нила превращали Египет в озерный край, а селения, расположенные на возвышенных местах, становились отрезанными друг от друга островками. Люди могли общаться с внешним миром, только используя плавучие средства.

Египетское речное судно Египетское речное судно

Даже египетская мифология больше связана с водой, нежели с сушей. Суда в древнем государстве играли настолько значительную роль, что державные владыки приказывали ставить ладьи в свои гробницы. При раскопках захоронения фараона Ах-тоя (Хети) было обнаружено большое количество грузовых судов.

А в 1955 г. археологи нашли в подземной камере у подножия пирамиды Хеопса прекрасно сохранившуюся ладью.

Удивительно, но речное судостроение начало развиваться именно в стране чрезвычайно бедной лесными ресурсами. В распоряжении первых египетских мастеров, создающих разнообразные средства передвижения по воде, не было ничего другого, кроме стволов сикимор и акаций. Из данных пород деревьев было возможно вытесать только лишь короткие брусья и доски.

Таким образом, суда египтяне изготавливали из папируса, который буйно рос по берегам и в дельте Нила. Особенности данного материала определили и конструкцию, и форму древнеегипетских барок, борта которых, как правило, обтягивали шкурами.

Отдельные детали судна связывали тросами. Обнаруженные в мертвом городе Саккара и гробнице богатого землевладельца Ти настенные рельефы позволили ученым установить отдельные стадии постройки древнеегипетских лодок.

Рельеф на гробнице Саккара Рельеф на гробнице Саккара

Обычно вначале мастера набирали корпус судна из коротких, но толстых досок и конопатили их тростником и паклей, а затем скрепляли конструкцию длинными гвоздями или канатом, который обтягивал ее на высоте верхнего пояса обшивки.

Именно египтяне изобрели шумерское речное судно. Его особенность заключалась в том, что оно изготовлялось из козьих шкур. Главным образом данное средство передвижения по воде предназначалось для плавания по рекам в период половодья.

Примерно в третьем тысячелетии до нашей эры в Египте появились судостроительные верфи. Следовательно, в этот периодв древнем государстве стало развиваться мореплавание. На рис.6 наглядно представлено египетское морское судно. Многие исторические документы свидетельствуют, что кормщики в Египте пользовались большим почетом и уважением. По народным преданиям, первыми кормчими были боги Ра и Аммон.

Египетское морское судно Египетское морское судно

Ковчег Аммона был для египтян святыней. Он стоял на гигантском алтаре. Судно представляло собой барку в натуральную величину, нос и корму которой венчали резные бараньи головы. В палубной надстройке находилась золотая статуя бога. В дни празднеств в честь Аммона торжественная процессия жрецов опускала барку в Нил. Считалось, что прикосновение божественного судна к водам священной реки вольет в нее новые животворные силы.

О развитие мореплавания в Египте свидетельствует не только существование касты кормщиков, но и появление толмачей, т. е. переводчиков. Таким образом, историки установили, что торговля в Египте носила международный характер. Многие средиземноморские государства контактировали с египтянами.

Однако отношения между народами не всегда были дружескими. В результате флот древнего государства разделился на военный и торговый. Существовали специальные суда для перевозки людей (пассажирские) и для транспортировки тяжеловесных грузов, скота и др.

Египетское судно для перевозки тяжеловесных грузов Египетское судно для перевозки тяжеловесных грузов

Египтяне, создавая морское судно, применяли длинные кедровые доски, которые завозили из Ливана. В феврале 1954 г. археологической группе удалось обнаружить в Гизе, южнее Великих пирамид, 1224 фрагмента судна, изготовленного из ливанского кедра.

Установили, что находка является «солнечной ладьей» великого фараона Хуфу в разобранном виде. Восемнадцать лет понадобилось реставраторам, чтобы вернуть судну его первоначальный вид. В наши дни оно экспонируется в Каирском историческом музее.

Египетские морские суда имели киль. Мало что известно об их размерах. Историки предполагают, что их длина составляла около 36-40 м, ширина — 8м, осадка — чуть больше 1 м. В отличие от торговых и грузовых военные суда Египта обладали высоким плетеным фальшбортом, который защищал гребцов от стрел противников.

Первоначально египтяне ходили под парусом, который делали прямоугольной формы и крепили к двум реям. Верхний рей поворачивался на 90° в обе стороны и перемещался вверх и вниз, что позволяло в случае необходимости быстро убрать паруса.

Весла — средства, с помощью которых судно или лодка передвигалась по воде, — были изобретены позднее. Во времена египетских фараонов, когда господствовал рабовладельческий строй, весла больших нильских барок и морских судов обслуживали в основном военнопленные.

Рабы гребли спиной по направлению движения судна. Наибыстрейший темп гребли составлял 26 тактов в минуту, что обеспечивало кораблю скорость, равную 12 км/ч. Управляли средством передвижения по воде при помощи весел, установленных на корме.

Корма с рулевым веслом египетского морского судн Корма с рулевым веслом египетского морского судна

Позднее рулевые весла стали крепить к палубному бимсу. Разворачивая их, египтяне устанавливали желаемое направление движения судна. По сей день поворот пера руля лежит в основе технического принципа управления современными кораблями.

Следует отметить, что с годами египтяне утратили свое господство на море. Однако их опыт в судостроении впоследствии использовался всеми морскими державами.





Наука, техника, изобретения © 2009-