Техника

Техника

наука

История флота

оглавление

Подводные лодки в межвоенный период и во Второй мировой войне

В 1919-1939 гг. в Германии, Англии, Франции и США в основном строили крупные надводные корабли. По тактичее-ким замыслам руководителей флотов крупных капиталистических держав подводные лодки предназначались для оказания помощи крупным надводным судам при решении ими главных боевых задач.

В морских силах Америки, Японии и Великобритании вновь наладили строительство эскадренных подводных лодок. Их основная задача заключалась в сопровождении надводных судов. Это были торпедные субмарины, скорость надводного хода которых составляла 24 узла.

В некоторых зарубежных флотах появились подлодки с сильным артиллерийским вооружением. Во Франции, например, в 1934 г. создали подводный крейсер «Сюркуф». Кроме 14 торпедных аппаратов, его вооружение пополнили двумя орудиями калибром 203 мм. Палуба и рубка субмарины, надводное водоизмещение которой составляло 3 303 т, а подводное — 4 381 т, были бронированы.

В Англии построили подводные мониторы «М-1», «М-2» и «М-3». В 1927 г. «М-2» переделали в подводный авианосец. Вместо орудийной башни был установлен ангар, в котором находился небольшой гидросамолет. В 1925 г. английские судостроители создали эскадренную субмарину «Х-1» водоизмещением 2 780 т, вооруженную четырьмя 130-мм орудиями в 2 двухорудийных башнях и торпедными аппаратами. Мощность дизельной энергетической установки, которая обеспечивала лодке надводную скорость 20 узлов, составляла 1 200 л.с.

У большинства зарубежных субмарин, построенных в период с 1919 по 1939 г., по сравнению с подводными лодками, созданными в 1914—1918 гг., увеличились: общая мощность дизелей, глубина погружения, дальность плавания, надводные скорости и вооружение.

Основные тактико-технические элементы зарубежных субмарин, построенных с 1941 по 1945 г.

Название подводного корабля, год постройки, страна Водоиз-мещение, т Мощность двига-телей, л.с. Вооружение Скорость полная, уз Глубина погру-жения, м Дальность плавания, мили Экипаж
«Темз», 1932, Англия 2680/1805 - 6 НТА
533-мм; 12 торпед;
А: 1 х
102-мм
10/22,5 107 -/13 000 -
IA серия, 1936, Германия 983/862 2x500/
2x1400
4 НТА 533-мм; 2 КТА 533-мм; 14 торпед; А: 1 х 105 мм; 1 х 20-мм 8,3/17,8 100 78 (4)/6700 (12) 43
«Помпано», 1936, США 1998/1330 - 4 НТА 533-мм; 2 КТА 533-мм; 6 торпед; А: 1x76; 1 х 20 мм 10/20 - -/12 000 (10) -
«Сюркуф», 1929, Франция 4300/2880 - 6 НТА 550-мм; 2 КТА 550-мм; 2 ТА (палубные) 400-мм; 22 торпеды; А: 2х230-мм; 2х37-мм 10/18 123 -/12 000 -
VII А серия, 1936, Германия
807/662
745/626 2x375/
2x1050
4 НТА 533-мм; 1 КТА 533-мм; 11 торпед; А: 1 х 88-мм; 1 х 20 мм 8/16 100 90(4-5)/4300 44

Кроме того, произошли следующие изменения:

  • — на некоторых зарубежных подводных кораблях при строительстве стали устанавливать устройство для беспузырной стрельбы, таким образом была повышена скрытность атак и появилась возможность применять многоторпедные залпы без риска оказаться на поверхности в процессе стрельбы;
  • — наряду с основными орудиями, субмарины вооружали 20-мм зенитными автоматами;
  • — на английских и американских подводных лодках появились гидролокаторы «Асдик», которые позволяли измерять расстояние до атакуемых объектов, а также обнаруживать якорные мины;
  • — голландские и американские конструкторы разработали и установили на подводных кораблях аппараты для кондиционирования воздуха.

В межвоенный период в составе флотов капиталистических государств в основном находились торпедные подлодки — крейсерские, большие, средние, малые— и подводные минные заградители. Для снабжения подводных кораблей топливом, водой и продовольствием в океане были созданы специальные субмарины снабжения, которые также называли подводными танкерами.

Советский подводный флот в предвоенный период состоял из лодок типа «Декабрист» по программе военного кораблестроения 1926/27-1931/32 гг. В отличие от «Барсов» они являлись двухкорпусными. Их водоизмещение при размерениях 76,6 х 6,4 х 3,81 составляло 941/1288 т. Подводный корабль перемещался за счет дизель-электрической энергетической установки мощностью 2200/1050 л. с. и развивал скорость 14/9 узлов. На вооружении подлодок бьшо восемь торпедных аппаратов (шесть носовых и два кормовых) калибра 533 мм, одно 100-мм и одно 45-мм орудие.

В 1932 г. судостроительная промышленность пополнила отечественный субмаринами II серии типа Л («Ленинец»). Они являлись первыми подводными минными заградителями советской постройки. В 1933 г. на вооружение стали поступать подлодки типа «Щ».

Подводная лодка типа «Щ» Подводная лодка типа «Щ»

«Щуки», спроектированные в конструкторском бюро под руководством Б. М. Малинина, строились и сдавались сериями.

Тактико-технические характеристики кораблей данного типа от серии к серии изменялись незначительно. Вооружение, состоящее из четырех носовых, двух торпедных аппаратов и 45-мм орудия, оставалось прежним. Водоизмещение последних серий лодок типа Щ составляло 584/700 т, мощность энергетической установки — 1 600/800 л. с., скорость — 14/8 узлов, дальность плавания — 4 500/100 миль.

Самыми многочисленными подводными кораблями в ВМФ являлись лодки типа «М» — «Малютка» VI и VI-бис серий. Они строились с 1934 г. под руководством конструкторов А. Н. Асафьева и П. И. Серьдюка. В 1940 г. в строй советских морских силвступили субмарины типа «М» («малая» XII и XV серий). В 1944 г. на смену им пришли подлодки XV серии. В отличие от «малюток» их водоизмещение увеличилось вдвое и составило 283/350 т. Благодаря этому было установлено четыре торпедных аппарата вместо двух. Мощность энергетической установки была увеличена до 920/960 л. с., а скорость — до 15,5/9 узлов при дальности плавания 300/85 миль.

В предвоенный период в строительстве советских подводных лодок активное участие принимала Германия. Немецкие инженеры оказывали нам техническую помощь при проектировании и строительстве субмарин типа «С» («средняя»), которые вошли в состав ВМФ в 1936 г. и производились в течение всей войны.

Подводная лодка типа «С» Подводная лодка типа «С»

При главных размерениях 77,7 х 6,4 х 4,0 м их водоизмещение составляло 837/1 073 т. Энергетическая установка мощностью 4 000/1 100 л. с. развивала скорость хода подводного корабля до 19,5/9,0 узлов. Подлодки были вооружены четырьмя носовыми и двумя кормовыми торпедными аппаратами и одним 100-мм орудием. Дизели для подводных кораблей типа «Декабрист» поставлялись из Берлина.

Особое место в истории отечественного подводного флота занимает прославленная субмарина типа «К» («крейсерская»). Ее разработали талантливые кораблестроители под руководством главного конструктора М. А. Рудницкого. Подлодка по своим тактико-техническим характеристикам являлась прообразом будущих океанских субмарин, созданных после войны. Подводный корабль был оснащен многими техническими новинками: автоматическим дистанционным управлением системой всплытия и погружения, мощной радиостанцией, которая обеспечивала устойчивую связь в надводном положении из самых отдаленных районов океана.

Подлодка типа «К» имела на вооружении 10 торпедных аппаратов, 2 100-мм, 2 45-мм орудия и 2 пулемета. На ее борт можно было погрузить 20 мин. Скорость в надводном и подводном положении составляла 21,1/10,3 узла, дальность плавания — 14 040/176 миль. При главных размерениях 97,7 х 7,4 х 4,1 водоизмещение субмарины составляло 1 487/2 102 т. В состав экипажа входило 62 человека. В 1940 г. К-1 вступила в строй Северного флота.

Интенсивное строительство подводных лодок во время Второй мировой войны отмечалось в Германии, США, Англии и Японии. В апреле 1942 г. немцы ввели в строй первый подводный танкер. Данный корабль морских глубин был способен снабдить топливом 10—12 средних подлодок. Для обороны своих островов японцы построили 400 сверхмалых субмарин. Ни одно капиталистическое государство во время войны не занималось производством подводных кораблей, специально предназначенных для решения противолодочных задач.

В ходе строительства подлодок во время Второй мировой войны их техника и оружие совершенствовались с учетом требований развивающейся тактики. Основные тактико-технические элементы некоторых зарубежных субмарин приведены в таблице.

Основные тактико-технические элементы зарубежных субмарин, построенных в период с 1941 по 1945 г.

Тип субмарины, страна Водоизм-ещение, т Мощность двигателей, л.с. Вооружение Скорость полная, уз Глубина погру-жения, м Дальность плавания, мили Экипаж
Большие крейсерские подводные лодки
«А», Англия 2000/
1400
- 10 ТА 533-мм; 22 торпеды; А: 1 х 102-мм 9/19 107 113 (3)/12 000 (8) -
XXI серия, Германия 1819/
1621
2x210 и 2 х 2300/2
х 2000
6 ТА 533-мм; 22 торпеды; А: 4х20-мм 17,5/15,5 135 285 (6)/11 150 (12) 57
«Бало», США 2425/
1850
2x2305/
2x3250
10 ТА 533-мм; 10 торпед; А: 2х 127-мм, 2x20 мм 10/21 150 200 (3)/12 000 (10) 82
«I-15, Япония
2680/1805
2480/
1950
-/- 6 ТА 533-мм; 17 торпед; А: 1 х 140-мм; 1 самолет 9/24 99 9 (9)/16 000 (16) 90
Средние подводные лодки
«S» серия 111, Англия «S»
серия 111, Англия
-/- 7 ТА 533-мм; 12 торпед; А: 1 х 76-мм; мины 9/15 91,5 90 (2)/7700 (6) 45
VII С серия, Германия 871/
769
2x375/
2x1400
5 ТА 533-мм;
14 торпед;
А: 1 х 88-мм,
1 х 20-мм
7,6/17,0 100 80 (4)/6100 (12) 44
Мареа», Италия 905/
746
-/- 6 ТА 533-мм;
6 торпед;
А: 1 х 100-мм,
1 х 20-мм
8/16 - - -
«S», США 1126/
850
-/- 4 ТА 533-мм;
12 торпед;
А: 1 х 102 мм
9/14,5 - -/8000(10) -
«О», США
2000/1400
624/
480
-/- 4 ТА 533-мм;
8 торпед;
А: 1х75-мм
10/14,5 - 100 (2)/3500 (10) -

Таким образом в отличие от лодок довоенной постройки суммарная мощность электромоторов подводных кораблей, созданных в период с 1941 по 1945 г., увеличилась в три раза. Мощность двигателей надводного хода возросла на 50%. Данные усовершенствования были получены за счет установки аккумуляторных батарей повышенной емкости.

Установка на субмаринах шноркеля — системы работы дизелей под водой — обеспечила им возможность плавания на перископной глубине в течение всего похода без всплытия. Увеличение емкости аккумуляторных батарей и установка шноркеля также способствовали повышению скрытности действий подлодки. Зарубежные конструкторы сделали первый шаг по превращению субмарины, способной погружаться только на короткий срок, в истинно подводный корабль.

Усовершенствовались и средства наблюдения. Например, с 1943 г. на американских субмаринах стали устанавливать ночные перископы с вмонтированными в них радиолокационными антеннами. Для связи в надводном положении экипажи подводных кораблей использовали, находясь в видимости друг друга, высокочастотные радиотелефоны.

Немцы для маскировки своих субмарин применяли приборы Больде. Они представляли собой патроны, которые в случае необходимости экипаж выстреливал в подводном положении в толщу воды. В результате создавалось газовое облако, имитирующее подводную лодку. В целях затруднения обнаружения гидролокаторами субмарин корпуса подводных аппаратов покрывали резиной.

Условия для экипажа во всех подводных лодках оставляли желать лучшего. Особенно плохими они были у немецких лодок, так как они строились только с расчетом улучшения тактико-технических элементов и максимального использования каждой тонны водоизмещения.

Во время войны в Германии построили экспериментальную субмарину «U-1407». Ее главными двигателями подводного хода были три парогазовые турбины общей мощностью 15 000 л. с. Дальность плавания под водой составляла 230 миль, а максимальная скорость 24 — узла. Но в боевых действиях подлодка не участвовала. В конце войны немцы ее затопили, но англичане подняли и ввели в состав своего флота под названием «Метеор».

Водоизмещение японских подводных кораблей было в два раза больше американских. Но они плохо управлялись, корпус на ходу вибрировал, а механизмы создавали сильный шумовой эффект. До 1944 г. японцы, в отличие от англичан и американцев, не устанавливали на субмаринах ни поисковых радиолокационных станций, ни радиолокаторов. Причина заключалась не только в технической отсталости Японии, но и в отсутствии научно-исследовательских работ в этом направлении. В результате, как правило, экипаж подводных кораблей действовал только в надводном положении.





Авиация и космонавтика, вооружения, hi-tech, открытия, концепции и изобретения...

Наука, техника, изобретения © 2009-