Техника

Техника

наука

История флота

оглавление

Торпеды

Задача любых боевых действий — поразить противника, оставаясь при этом неуязвимым. Такое определение цели явилось необходимым условием при разработке новых видов оружия. В наиболее законченном виде это проявилось при создании морских видов вооружений дистанционного действия, приведшему к появлению во флоте торпед.

Предшественниками торпед являлись речные плавучие мины, изобретателем которых был действительный член Петербургской Академии наук Б. С. Якоби.

Благодаря созданию паровых машин появились шестовые и буксируемые мины. Первая из них прикреплялась к десятиметровому металлическому шесту, установленному на борту катера. При приближении катера к кораблю противника на определенное расстояние мина ударяла в борт судна ниже ватерлинии. Вторая — буксировалась на тросе, и следовало протащить ее так, чтобы она задела неприятельский корабль. Поскольку их использование требовало приближения к неприятелю вплотную, то это было опасно и не всегда осуществимо.

Создание самодвижущейся мины стало возможным после появления компактных энергетических установок (двигателей), работающих на сжатом воздухе.

В 1865 г. российский конструктор И. Ф. Александровский предложил Морскому министерству проект самодвижущегося снаряда. Однако эту разработку признали преждевременной. Через три года проект Александровского рассмотрели вновь, и изобретателю предложили изготовить мину на свои средства с последующим возмещением затрат в случае успешных испытаний. Но к этому времени приоритет в создании торпеды уже принадлежал англичанину Р. Уайтхеду.

В 1866 г. Уайтхед, работавший в Австро-Венгрии на заводе в городе Фиуме (ныне Риека), официально объявил о спроектированной им совместно с лейтенантом австрийского флота И. Луп-писом самодвижущейся мине, получившей название «торпеда» (от латинского слова torpedo — «электрический скат»). Через год был изготовлен опытный образец нового оружия.

Александровскому удалось сконструировать собственную торпеду в 1874 г., и он составил сильную конкуренцию Уайтхеду.

Торпеда Александровского Торпеда Александровского

Испытания показали, что оружие Александровского не уступает зарубежному, а по некоторым параметрам превосходит его. Тем не менее Морское министерство купило торпеды за границей. Всего Россия приобрела 250 зарубежных самодвижущихся мин.

Во время русско-турецкой войны 1877—1878 гг. молодой лейтенант флота С. О. Макаров, будущий знаменитый адмирал, добился, чтобы ему дали четыре торпеды (мины Уайтхеда), купленные перед войной в Фиуме. Для их запуска под килем одного из катеров установили трубу — прообраз торпедного аппарата, другой катер должен был пускать торпеду с плотика, привязанного к борту.

14 января 1878 г. вошло в историю флота как дата первого успешного торпедного удара. С расстояния в 60 м одновременно два катера выпустили торпеды. Они ударили в борт турецкий сторожевой пароход «Интибах». Раздался взрыв, затем сильный треск от проломившегося судна. Пароход лег на правую сторону и быстро погрузился на дно. До того как скрылись мачты, прошла одна или две минуты.

Катера «Чесма» и «Синоп», с которых были выпущены торпеды, по праву считаются родоначальниками торпедных катеров и тактики группового торпедного удара. Важным результатом смелых атак Макарова и его сподвижников стало то, что русские судостроители создали еще один класс кораблей — миноносцы. Они могли плавать в открытом море и там наносить торпедные удары по неприятельским судам.

Во второй половине XIX в. торпеда являлась одним из самых убедительных воплощений последних достижений науки и техники. Со времени изобретения торпеды совершенствовались, значительно улучшились ее параметры.

Опыт Первой мировой войны наглядно показал, что торпедное оружие является одним из самых эффективных боевых средств флота. В период между мировыми войнами интерес к этому виду морского оружия возрос еще больше. Продолжались поиски новых видов зарядов для торпед, взрывателей, горючих веществ, двигателей, систем самонаведения.

Современная торпеда — это самодвижущийся, самоуправляемый и самонаводящийся на цель подводный снаряд сигарообразной формы, несущий в головной части боевой заряд (обычный или ядерный) для поражения кораблей, разрушения причалов, доков и других объектов.

Современная торпеда Современная торпеда

Торпедами вооружены подводные лодки, надводные корабли, торпедные катера, самолеты, вертолеты. На кораблях они выпускаются при помощи торпедных аппаратов.

Торпедный аппарат представляет собой устройство на судах для хранения и выстреливания торпед: трубу диаметром и длиной, соответствующую калибру выстреливаемой торпеды, приборы для ввода данных в торпеду от системы управления стрельбой.

После Второй мировой войны торпеда совершенствовалась, и ее модернизация приобрела явную противолодочную направленность. Именно самонаводящийся торпедный снаряд стал основным противником современных атомных субмарин. В настоящее время большинство торпед — противолодочные или двухцелевые.

В новейших модификациях торпед, кроме сложной автоматики, вычислительной техники, размещаются компьютеры, которые управляют энергетической установкой, выбирая оптимальный режим движения, а также системой самонаведения. Это позволяет распознавать и классифицировать цели, отличать их от имитаторов и ловушек и обеспечивать попадание в наиболее уязвимое место боевой техники неприятеля.





Авиация и космонавтика, вооружения, hi-tech, открытия, концепции и изобретения...

Наука, техника, изобретения © 2009-