Техника

Техника

наука

История флота

оглавление

Подводный флот

Впервые как род сил ВМФ русские подводные корабли проявили себя в период Первой мировой войны. Для уничтожения морских сил противника активно применялось торпедное оружие (прицельный метод стрельбы одиночной торпедой) и артиллерия. Впервые залповый метод торпедной стрельбы использовал экипаж лодки «Гепард». 10 августа 1915 г. у западного побережья острова Эзель он атаковал немецкий крейсер «Любек», который шел под охраной пяти миноносцев. Вражеское судно было уничтожено одной из пяти торпед, выпущенных с интервалом в несколько секунд.

30 апреля 1915г. экипаж подводного корабля «Дракон», которым командовал лейтенант Н. Ильинский, обнаружил крейсер противника, шедший в охранении миноносцев. Немцы также зафиксировали присутствие лодки и атаковали ее. Благодаря умелым действиям командира «Дракон», не получив ни единого повреждения, уничтожил судно.

Отважные русские подводники только в 1915 г. совершили 78 военных походов, потопив 2 немецких крейсера и 16 транспортов. За два года войны общий тоннаж выведенных из строя боевых кораблей противника составил более 105 тыс. т.

После знаменитого Ледового похода в составе Балтийского флота осталось 12 подводных лодок типа «Барс». Среди них была и знаменитая «Пантера», которая прославилась тем, что, выполняя боевую задачу, пробыла под водой больше суток, пройдя за это время 75 миль.

В начале Великой Отечественной войны ВМФ СССР располагал 212 подлодками. Например, подводные силы Краснознаменного Балтийского флота к 22 июня 1941 г. состояли из 4 крейсерских субмарин, 3 больших (эскадренных) торпедных подводных лодок, 3 подводных минных заградителей, 29 средних торпедных подлодок, 21 малой торпедной лодки и 6 субмарин зарубежного производства.

Необходимо отметить, что к началу Второй мировой войны в состав английского подводного флота входило 58 субмарин, американского — 112, немецкого — 57, итальянского — 115, японского — 63.

Высокие тактико-технические характеристики отечественных подводных кораблей в сочетании с высоким профессионализмом экипажей делали их в военные годы грозной силой. Они проникали на базы противника сквозь минные поля и заграждения, успешно атаковывали вражеские суда и конвои в море, выполняли другие боевые задачи.

В 1942 г. вышел указ об установлении нагрудного знака «Командир подводной лодки». Таким образом было восстановлено ношение специального знака для офицеров подводного флота, введенного приказом Морского ведомства от 26 января 1909 г. и отмененного после Октябрьской революции. Он представлял собой изящную серебряную командирскую лодочку с рубиновой звездой под рубкой. Данный знак различия присваивался командирам субмарин, отличившимся в боях с фашистами и являлся свидетельством их высочайшего воинского мастерства.

Необходимо отметить, что с 15 августа 1987 г. согласно приказу министра обороны СССР «командирская лодочка» стала именоваться нагрудным знаком «Командир корабля». Он вручался офицеру при вступлении в командование субмариной. В этом году также был установлен особый знак «За потопление судов противника».

В конце войны особенно результативно действовали подводники Балтики. В январе 1945 г. подлодка С-13 под командованием капитана 3-го ранга А. И. Маринеско около Данцигской бухты атаковала и уничтожила фашистский лайнер «Вильгельм Густлов». Через десять дней С-13 потопила транспорт противника «Генерал фон Штойбен». На этих судах в общей сложности находилось около 10 тыс. немецких солдат и офицеров, 1300 человек, входящих в состав экипажей, и огромное количество военной техники.

Подводная лодка К-12 под командованием капитана 3-го ранга И. В. Травкина за четыре месяца до победы вывела из строя шесть фашистских транспортов и сторожевой корабль. Кроме проведения операций по уничтожению вражеских судов, подводники ставили минные заграждения, вели разведку, перевозили людей, грузы и горючее. При выполнении любых боевых заданий экипажи всегда демонстрировали смелость, верность присяге и высокий профессионализм.

За свой беспримерный подвиг Звездой Героя Советского Союза были награждены следующие балтийские подводники: капитаны-лейтенанты Вершин Ф. Г., Трипольский А. В., Осипов Е. Я., Калинин М. С., капитаны 3-го ранга Коняев А. М., Лисин С. П., Богорад С. Н., гвардии капитаны 3-го ранга Травкин И. В., Коновалов В. К.

Всего за годы Великой Отечественной войны подводники Краснознаменного Балтийского флота отправили на дно 124 транспортных судна противника, 18 боевых кораблей и катеров, каботажное судно и буксир. По общему количеству выведенного из строя вражеского тоннажа подлодки заняли второе после авиации место среди других сил КБФ.

23 подводных корабля наградили орденами Красного Знамени, экипажам 12 подлодок за боевые заслуги вручили гвардейское Знамя. Четыре субмарины Северного флота — Д-3, С-56, Щ-402, М-172 — стали и гвардейскими и Краснознаменными. Тысячи подводников за свои героические подвиги, совершенные в годы Великой Отечественно войны, были удостоены высоких государственных наград.

В послевоенный период подводный флот выполнял как военно-тактические задачи, так и мирные. Например, в июле 1962 г. атомной подводной лодке «Ленинский комсомолец», которой командовал капитан 2-го ранга Л. М. Жильцов, удалось пройти подо льдами к Северному полюсу. В 1963 г. экипаж субмарины под командованием капитана 2-го ранга Ю. А. Сысоева всплыл точно на Северном полюсе и водрузил там Государственный и Военно-морской флаги СССР. В феврале-марте 1966 г. группа атомных подводных кораблей под руководством контр-адмирала А. И. Срокина совершила кругосветное плавание.

В наши дни ВМФ Российской Федерации находится далеко не в лучшем состоянии. В 2000 г. произошло очередное сокращение Вооруженных сил, которое не могло не коснуться и флота. Но даже в такой сложной и во многом противоречивой обстановке не следует забывать о том, что до сих пор отечественные субмарины пользуются большим спросом на Западе. Каждая страна, входящая в состав НАТО, располагает, как минимум, одной подлодкой советского производства. Этот факт является одним из доказательств того, что наш флот переживет трудные времена, но мы уверены, что Андреевский флаг по-прежнему будет гордо реять над просторами мирового океана.





Склады для хранения склады в москве для хранения личных вещей www.skladovka.ru.

Авиация и космонавтика, вооружения, hi-tech, открытия, концепции и изобретения...

Наука, техника, изобретения © 2009-