Техника

Техника

наука

Космонавтика

оглавление

ПЕРСПЕКТИВЫ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОСМОСА

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ СОЗДАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОСМИЧЕСКИХ ТЕЛЕКОММУТАЦИОННЫХ СИСТЕМ, ВКЛЮЧАЯ ВОПРОСЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ТЕЛЕВИЗИОННОГО ВЕЩАНИЯ

Основы международно-правового режима в вопросах создания и использования систем космической связи определяются сегодня деятельностью Международного союза электросвязи (МСЭ), его многочисленных органов и организаций, осуществляемой в интересах эффективного сотрудничества государств в деле улучшения и рационального использования всех видов электросвязи. МСЭ осуществляет распределение радиочастотного спектра и регистрацию присвоения радиочастот во избежание появления помех между радиолиниями различных государств, тем самым содействуя улучшению использования радиочастотного спектра, "гармонизации" электросвязного оборудования космических коммуникационных систем на основе международного сотрудничества, а также оказывает необходимую техническую помощь развивающимся странам. МСЭ и его организации проводят самостоятельные исследования в области электро- и радиосвязи,принима-ют различные нормы, резолюции и рекомендации, получающие нормативно-правовой статус в данной области.

МСЭ осуществляет свою координирующую и правотворческую деятельность с использованием таких своих органов, как Полномочная и Административная конференции, Административный совет, Международная комиссия регистрации частот (МКРЧ), Международный консультативный комитет по радио (МККР), Международный консультативный комитет по телеграфии и телефонии (МККТТ), Секретариат. Основной функцией МСЭ применительно к космическим коммуникационным системам является управление орбитальными спектральными ресурсами. Ключевая задача МСЭ при этом сводится к распределению радиочастот для различных служб в ходе проведения административных конференций. По их завершении государства получают так называемые "частотные присвоения", которые через национальные Администрации электросвязи доводятся до отдельных потребителей (приемно-передающих станций спутниковой связи). Национальные Администрации выдают им на определенных условиях специальное разрешение на использование той или иной частоты. При этом государства должны стремиться до минимума ограничить число используемых частот и ширину спектра, требуемую для удовлетворительной работы тех или иных служб.

Механизм осуществления частотных присвоений и координации в целом определен "Регламентом радиосвязи", однако в реальной жизни он бывает весьма сложным, особенно применительно к ГСО, как уникальному ресурсу человечества, за который идет жесткая борьба. В этой связи следует особо отметить, что некоторые страны в разное время предъявили претензии на распространение их суверенитета на находящуюся над их территориями часть космического пространства, в которой проходят орбиты геостационарных спутников. Было, в частности, заявлено, что геостационарная орбита является физическим фактором, связанным с существованием нашей планеты и полностью зависящим от гравитационного поля Земли, а потому соответствующие части космоса (сегменты геостационарной орбиты) как бы являются продолжением территорий, над которыми они находятся. При этом выдвигались требования относительно введения дополнительно к существующему еще и специального правового режима, регламентирующего использование геостационарной орбиты и предусматривающего частности:

  • придание сегментам геостационарной орбиты, расположенным над территориями экваториальных государств, статуса национального природного ресурса, в отношении которого действует принцип суверенитета этих государств (Декларация об установлении суверенитета на участке ГСО, подписанная в Боготе группой развивающихся стран в 1976 г.);
  • предоставление приоритета развивающимся странам и странам, не имеющим доступа к геостационарной орбите, при решении вопросов о распределении вакантных позиций на ГСО; устранение существующего неравенства между космическими державами, обладающими передовой технологией, и развивающимися странами, не располагающими инфраструктурой, ресурсами и техническим потенциалом для извлечения выгод из исследования и пользования ГСО (документ ООН А/АС.105/484,17.04.1991).

В Комитете ООН по космосу такие заявления подверглись обоснованной критике. Во-первых, нельзя претендовать на присвоение какой-либо территории или пространства, находящегося на таком значительном удалении от территории соответствующего государства. Во-вторых, космическое пространство не подлежит национальному присвоению. В-третьих, технически неправомочно говорить о какой-либо физической взаимосвязи между государственной территорией и столь отдаленным районом космоса. Наконец, в каждом отдельном случае феномен геостационарного спутника связан с конкретным космическим объектом. Если его нет, то нет и геостационарной орбиты. Позиция советской, а затем и российской стороны по поводу "правовой экспансии" в отношении ГСО зиждется на следующих ключевых положениях.

  1. Факт ограниченности такого природного ресурса, как ГСО, в настоящее время уже является общепризнанным и официально зафиксированным, в частности, в той же Боготской декларации 1976 г., Международ ной конвенции электросвязи 1982 г.документах ООН А/АС.105/484,А/АС.105/457 и др.,а потому не нуждается в дополнительной международно-правовой актуализации. Там же признано,что пространственно-частотный ресурс ГСО подлежит рациональному и справедливому использованию на благо всех, в том числе и экваториальных стран.
  2. Проблема международного признания частного суверенитета над соответствующими участками ГСО тесно увязана с проблемой делимитации космического пространства. Если решение последней будет развиваться в русле предложений ряда космических держав (в том числе и России),предусматривающих установление границы между воздушным и космическим пространствами на высоте 90...110 км над уровнем моря (что являлось бы наиболее естественным решением), то притязания экваториальных государств в отношении соответствующих участков ГСО будут явно противоречить принципу экстратерриториальности космического пространства и небесных тел,изложенному в Договоре по космосу 1967 г. Суждения о том, что ГСО якобы не является частью космического пространства и объекты, расположенные на ней, не являются ИСЗ, высказываемые, в частности, колумбийскими представителями (документ ООН A/AC.105/C.2/SR.356), не выдерживают критики. Вместе с тем на 25-й сессии Комитета ООН по космосу, состоявшейся 15 июня 1992 г., было отмечено определенное смягчение позиций экваториальных стран по вопросу о статусе ГСО.
    Требования экваториальных и других развивающихся стран,касающиеся реализации прав на использование пространственного ресурса ГСО, в общем и целом согласуются со статьей 1 Договора по космосу 1967 г. ("...исследование и использование космического пространства осуществляется в интересах всех стран, независи-мо от степени их экономического или научного развития"). Однако наделение указанных стран особыми правами, такими, например, как решение спорных ситуаций о предоставлении вакантных позиций на ГСО в их пользу и т.п. (без дополнительной оговорки относительно порядка и сроков освоения вакантных позиций),противоречило бы принципу эффективности,признанному в Международной конвенции электросвязи (декларирующей статус ГСО как ограниченного природного ресурса, "который надлежит использовать эффективно и экономно...") и других документах. Приорите-ты же развивающихся стран в отношении использования частотного ресурса ГСО уже имеют место.
  3. Предложения развивающихся экваториальных стран, связанные с особым режимом планирования и использования ими радиочастотного ресурса для спутниковых сетей, не являются новыми, а особый режим использования этими странами радиочастотного ресурса ГСО действует уже в настоящее время. Так, в частности результате целого ряда консультаций,исследований,встреч и международных радиоконференций начиная с 1977 г. в рамках работы Международного союза электросвязи было проведено априорное планирование использования ГСО фиксированной и радиовещательной спутниковыми службами с учетом интересов развивающихся стран, результаты которого изложены в таких документах Регламента радиосвязи, как "План фидерных линий для радиовещательной спутниковой службы (РВСС) в фиксированной спутниковой службе (ФСС)","План для РВСС" и др. В соответствии с этими документами для конкретных орбитальных позиций (предопределенных дуг) ГСО и конкретных полос частот установлены приоритеты (в том числе для развивающихся стран) в использовании ресурса ГСО по национальному признаку.
  4. Что касается экологических последствий предоставления особых прав развивающимся и экваториальным странам на использование ресурсов ГСО, в частности резервирование для них орбитальных позиций,которые ввиду дефицита технологических и экономических возможностей для самостоятельного их освоения этими странами в течение длительного времени сохранялись бы вакантными, то это может вызвать угрозу перенасыщения других участков геостационарной орбиты.

Специальное правовое регулирование действует в отношении организационного (институционного) аспекта создания и функционирования международных систем спутниковой связи. Международные системы,создаваемые в рамках организаций спутниковой связи, под разделяются на универсальные и региональные. Эти организации сами не являются членами МСЭ,но могут быть представлены наблюдателями на его конференциях. В то же время интересы этих организаций в Союзе выражают входящие в них государства. Универсальными организациями являются, например, ИНТЕЛСAT, ИНМАРСАТ, ПАНАМСАТ; региональными - АЗИЯСАТ, АРАБCAT, ОПТУС. Кроме того, существуют и национальные спутниковые системы, которые активно предоставляют международные услуги (например, индонезийская система ПАЛАПА обслуживает Малайзию, Сингапур, Таи ланд и Филиппины).

Одним из важнейших направлений использования космической электросвязи явилось создание систем телевизионного вещания через искусственные спутники Земли. Однако непосредственное телевизионное вещание (НТВ) может повлечь за собой серьезные отрицательные последствия политического, социального, экономического и иного характера на территории приема таких передач. Таким образом, возникает вопрос о праве государств осуществлять эту деятельность.

Наземная станция спутниковой связи Интерспутник
Наземная станция спутниковой связи "Интерспутник"

Из документов, принятых в разное время в рамках ООН по этому вопросу, следует прежде всего упомянуть резолюцию № 37/92 Генеральной Ассамблеи "Принципы использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания" от 10 декабря 1982 г. (НТВ справедливо считается одним из видов космической связи, что в свое время было признано и Советским Союзом.)

Первый заместитель генерального директора ГКНПЦ им. М.В. Хруничева А.А. Медведев и директор РКЗ А.А. Калинин перед отправкой ракеты-носителя Ангара в Ле Бурже
Первый заместитель генерального директора ГКНПЦ им. М.В. Хруничева А.А. Медведев и директор РКЗ А.А. Калинин перед отправкой ракеты-носителя "Ангара" в Ле Бурже

В Принципах, в частности, отмечается, что деятельность государств в области международного НТВ с использованием спутников должна осуществляться таким образом, чтобы быть совместимой с суверенными правами государств, включая принцип невмешательства во внутренние дела, а также с правом каждого индивидуума получать и распространять любую информацию и идеи. При этом такая деятельность должна способствовать укреплению дружественных отношений и сотрудничества между государствами в интересах поддержания международного мира и безопасности. Следует особо отметить, что НТВ является уникальным средством ведения информационной борьбы, которую в США рассматривают в качестве одного из основных компонентов во взглядах на "новую революцию в военном деле" будущего века. Показательно, что за резолюцию № 37/92 проголосовали делегации 107 стран, против - 13 делегаций, в том числе такие ведущие державы мира, как США, Англия, ФРГ, Япония.





Авиация и космонавтика, вооружения, hi-tech, открытия, концепции и изобретения...

Наука, техника, изобретения © 2009-